2013. № 3 (7). С. 135—142

 

10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81.42:821.111

Белецкая Алла Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ХРОНОТОП «ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК» В РОМАНЕ ДЖ. ФАУЛЗА «ВОЛХВ»

Аннотация

Понятие хронотопа рассматривается в статье сквозь призму личности персонажа. Хронотоп как элемент виртуальной модели художественной действительности является трёхкомпонентной системой, в которой эмоциональное состояние субъекта предопределяет его восприятие времени и пространства. Эмоциональный фон служит средством идентификации хронотопа, а изменения в эмотивном пространстве текста сигнализируют о его смене. Для хронотопа «провинциальный городок» ключевыми эмоциями являются скука и чувство неудовлетворённости. Средствами репрезентации восприятия времени и пространства субъектом являются используемые в речи повествователя темпоральные и пространственные лексемы, грамматические формы глагола и средства словесной изобразительности.

Ключевые слова

Хронотоп, время, пространство, эмоциональное состояние, «провинциальный городок».

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андреева В. А. Особенности художественного хронотопа в современном литературном нарративе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 2 (13). С. 143—155.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. 504 с.
3. Бурдина Е. А. Образ времени сквозь призму языка «женской прозы» // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 7. С. 297—306.
4. Бортников В. И. Текстовые категории как основание сравнения вариантов художественного текста // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2. С. 75—85.
5. Веденкова Е. С. Исследование художественного пространства-времени: вопросы методологии // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 104, № 2. С. 279—284.
6. Гришкова, Л. В. Хронотоп постмодернистского романа // Вестник Курганского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 16. С. 80—83.
7. Енукидзе Р. И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация (на материале англоамериканского рассказа) : дис. … канд. филол. наук. Тбилиси, 1984. 215 с.
8. Иванова Т. М. К исследованию взаимосвязи концептов Time и space, way/road в английском языке // Когнитивные исследования языка. 2013. № 14. С. 957—961.
9. Каширина С. В. Пространственные топосы и образы-мотивы в художественной литературе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 24—27.
10. Клокова Е. Ф. Художественное воплощение образов пространства и времени в литературе ХХ в. // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 2. С. 17—20.
11. Меняйло В. В. Доминантный хронотоп как средство репрезентации индивидуально-авторского концепта // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 7, № 3. С. 55—63.
12. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М. : Издат. центр «Академия», 2003. 256 с.
13. Пластинина Н. А. Феномен хронотопа как метод филологического анализа текста // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2. С. 42—46.
14. Рикер, П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе / П. Рикер. М. ; СПб. : Университетская книга, 2000. 224 с.
15. Fowles J. The Magus. Dell Publishing, 2004. 668 p.
16. Rommerskirchen B. Constructing Reality: Constructivism and Narration in John Fowles’s The Magus. Peter Lang Pub Inc. 2000. 146 p.