Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2013. № 1 (5). С. 96-100
10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 811.133.1
Абрамова Елена Константиновна, кандидат филологических наук
Оренбургский государственный педагогический университет
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ/НЕПОНИМАНИЯ В РАМКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
В статье представлен аналитический обзор лингвистических исследований, которые обращаются к тому или иному аспекту проблемы понимания/непонимания текста. Выделяются работы общей направленности, концентрирующие свое внимание на условиях успешной устной коммуникации, и специальные лингвистические исследования, рассматривающие трудности при понимании читателем различных типов письменных текстов.
1. Абрамова Е. К. Роль языка в процессе понимания/непонимания [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. Оренбург, 2012. № 3(3). С. 47—52. URL: http://vestospu.ru/archive/2012/stat/abramova_2012_3.pdf
2. Бабушкин В. У. О двух моделях понимания // Загадка человеческого понимания: сб. ст. / сост. В. П. Филатов ; вступит. ст. В. А. Лекторского. М. : Политиздат, 1991. С. 160—175.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. М. : Искусство, 1986. 444 с.
4. Богин Г. И. Филологическая герменевтика : учеб. пособие / Г. И. Богин. Калинин : КГУ, 1982. 88 с.
5. Брудный А. А. Другому как понять тебя? М. : Знание, 1990. 64 с.
6. Брудный А. А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 109—117.
7. Залевская А. А. Текст и его понимание / А. А. Залевская. Тверь : ТГУ, 2001. 177 с.
8. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997. 287 с.
9. Никифоров А. Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания / под общ. ред. А. А. Яковлева ; сост. В. П. Филатов. М. : Политиздат, 1991. С. 72—94.
10. Нишанов В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ / отв. ред. А. А. Брудный; АН КиргССР, Ин-т философии и права. Фрунзе : Илим, 1990. 228 с.
11. Сарычев Е. В. Герменевтика как философия и логика понимания // Вестник университета. 2001. № 1(2). С. 29—48.
12. Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст. Оренбург : ОГПУ, 2005. 168 с.
13. Шукуров Э. Д. Возможны ли варианты понимания // Сознание и понимание : сб. ст. / АН КирССР. Ин-т философии и права ; отв. ред. А. А. Брудный. Фрунзе : Илим, 1982. С. 34—40.
14. Anouilh J. Ardèle ou La Marguerite. P. : Éditions de La Table Ronde. 120 p.
15. Parret H. Context of understanding. Amsterdam : Benjamins, 1980. 109 p.
16. Rosenberg J. R. On Understanding the difficulty in understanding // Meaning and Understanding / ed. by H. Parret and J. Bouveresse. Berlin ; N.Y. : Watter de Gruyter, 1981. P. 29—43.
17. Sagan Fr. Les faux-fuyants. P. : Éditions Julliard, 1991. 190 p.
18. Simenon G. Maigret se fâche. L. : Éditions Prosvéstchénie, 1974. 232 p.
19. Trésor de la langue française : Dictionnaire de la langue du XIXe et du XXe siècle (1789—1960). P. : Éditions du centre national de la recherche scientifique, 1983. T. 10. P. 33—36.
20. Version électronique du Nouveau Petit Robert [Ressource électronique]: Dictionnaire analogique et alphabétique de la langue française. P. : Nouvelle Édition du Petit Robert de Paul Robert. Texte remanié et amplifié sous la direction de Josette Rey-Debove et Alain Rey, 1997.