Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 4 (12). С. 186—191

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.42

Насырова Мусфира Бадиковна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация

В статье раскрыта сущность проблемы поликультурного образования, факторы актуализации в образовании его поликультурности и концептуальные идеи поликультурного образования. Представлена смысловая специфика содержания понятий «поликультурность» и «полиэтничность». Представлены модели и содержание поликультурного образования, пути и примеры его реализации.

Ключевые слова

Диалог культур, идентичность, поликультурное образование, полиэтничность, аккультурация, глобализация, трансмиссия, диффузия, общечеловеческие ценности.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр. / ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1999. 312 с.
2. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М. : Народное образование, 1999.
3. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом : учеб. пособие. М. : ТЦ «Сфера», 2007.
4. Инклюзивное образование : учеб.-метод. пособие / сост.: Т. В. Кожекина, О. А. Степанова, М. В. Рогачева. М. : УЦ «Перспектива», 2013.
5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. П. А. Лебедев. М. : Педагогика, 1982.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : МарТ ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2008.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002.
8. Комплексная программа развития поликультурного образования [Электронный ресурс]. URL: http://irort.ru/node/736.
9. Концепция поликультурного образования в России. М., 2010. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/.
10. Насырова М. Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студентов. Оренбург : Пресса, 2007.
11. Насырова, М. Б. Этнопедагогический словарь-справочник : учеб. пособие. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005.
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. М., 2000.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». М., 2010.
14. Основы поликультурного образования в современной школе : метод. рекомендации для учителя / авт.-сост. Л. Л. Супрунова, Ю. С. Свиридченко. Пятигорск, 2010.
15. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. Л. Супруновой. М. : Академия, 2013.
16. Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. 2011. № 4. С. 16—28.
17. Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/
18. Цаллагова З. Б. Этнопедагогический диалог культур: (Науч.-метод. разработка проблемы формирования культуры межнациональных отношений). Владикавказ : Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та, 2001.