Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 2 (10). С. 220—227
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1
Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье актуализируется проблема формирования у студента вуза субъектного отношения к образованию и обществу в целом; освещены вопросы субъектности как актуального ориентира вузовского образования и современного социума; дано обоснование идеи становления студента как субъекта разнообразных видов деятельности в вузе и социальном пространстве бытия; выявлена роль системы высшего профессионального образования в формировании личности студента как субъекта образовательного процесса и социокультурной практики.
Ключевые слова
Высшее образование, субъект, субъектность, образовательная и жизненная субъектность, субъектная позиция, студент как субъект деятельности, образовательный процесс, социокультурная
практика.
1. Абульханова-Славская К. А. [и др.]. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 288 с.
2. Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. Рязань : РИНФО, 1998. 160 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
4. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе.
М. : Социум, 2000. 176 с.
5. Бабочкин П. И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1.
6. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. К. Сергеева. М. : АПКиППРО, 2005. 120 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 387 с.
8. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук : СПб., 2002. 537 с.
9. Горшкова В. В. Диалог в образовании человека. СПб. : СПбГУП, 2009. 186 с.
10. Григорьев С. И. Социология жизненных сил и социальной субъектности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992.
11. Емельянова М. А. Становление профессиональной зрелости социального педагога в образователь ном процессе вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2005. 38 с.
12. Жидких А. И. Формирование и практическое использование студенческих исследовательских
групп/команд в учебной и внеучебной деятельности высшего образовательного учреждения : учебное электронное пособие [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. Новосибирск : НГПУ, 2012. URL: http://lib.nspu.ru/umk/eb608cbc15cc55e4/.
13. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М. : Наука, 2003. 456 с.
14. Мухаметзянова Ф. Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика : дис. … д-ра пед. наук. Киров, 2002. 519 с.
15. Ницше Ф. Письма. М. : Культурная революция, 2007. 400 с.
16. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996.
№ 1. С. 5—19.
17. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
18. Пак, Л. Г. Социально ориентированная деятельность студента. Оренбург : Принт-Сервис, 2013. 312 с.
19. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону : Феникс,
1996. 512 с.
20. Роджерс К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. М. : Эксмо-Пресс, 2001. 416 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 720 с.
22. Селиванов В. В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход : материалы науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАН А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М. : Ин-т психологии РАН, 2008.
23. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-науч-
но-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб. ; Волгоград : Перемена, 1997. 166 с.
24. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. К. : Просвита, 1996. 404 с.
25. Хайдеггер М. Бытие и время. 3-е изд., испр. СПб. : Наука, 2006. 450 с.
26. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М. : Ин-т философии, 2007. 384 с.
27. Юнг К. Г. Дух и жизнь. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. 1147 с.