Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 1 (9). С. 206—215
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.01
Попова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет Иштерякова Татьяна Ивановна, магистрант
Колледж электроники и бизнеса ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности студента колледжа в контексте реформирования системы профессионального образования РФ. Обоснована необходимость реализации программы, обеспечивающей повышение уровня подготовки
студента в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности. Программа включает прогнозно-ресурсное обеспечение ее реализации, направления формирования информационно-коммуникационной компетентности студента колледжа, педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента. Дается анализ профессиональной компетентности педагога колледжа в проекции на формирование информационно-коммуникационной компетентности студента.
Ключевые слова
Компетентностный подход, ключевые, базовые, специальные компетенции, информационно-коммуникационная компетентность студента.
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8—14.
2. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа. М. : Педагогика, 2010.
3. Бочарова Л. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
4. Браже Т. Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. СПб., 2002. С. 32—42.
5. Быков С. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009.
6. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51—55.
7. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения : науч.-метод. пособие. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 55 с.
8. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2003. 768 с.
9. Глуханюк Н. С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 1999. № 2. С. 143—151.
10. Гнатышева Е. А. Модель управления качеством компетентностной подготовки педагога профессионального обучения // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. журн. 2009. № 3. С. 7—11.
11. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010.
12. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация : коллект. монография / составит. и науч. ред. проф. В. И. Попова. 2-е изд., переработ. и доп. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. 304 с.
13. Дочкин С. А. Моделирование системы повышения квалификации педагогов в условиях глобальной коммуникации современного общества // Мир образования — образование в мире. 2008. № 4. C. 38—45.
14. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : МПСИ, 2005. 216 с.
15. Исаева Т. Е. Приоритетность задач по формированию общих компетенций по отношению к профессиональным [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы в ХХI веке : междунар. науч.-практ. интернет-конференция. URL: http://www.t21.rgups.ru/
16. Клецов Ю. В., Фаломкин А. В. Образование без границ. Международная конгресс-выставка в Москве // Образование и общество. 2007. № 3. С. 39—42.
17. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов-на-Дону : Издат. центр «МарТ», 2005. 448 с.
18. Краткий словарь иностранных слов / авт.-сост. Е. А. Гришина. М. : Астрель, 2002. 638 с.
19. Круглякова Г. В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2007.
20. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. : Знание, 1985. 32 с.
21. Максимова Э. А. Структурные компоненты педагогического знания учителя и их роль в организации процесса обучения // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы : сб. Л., 1974. Вып. 2. С. 168—172.
22. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 176 с.
23. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М. : Школа-Пресс, 2000. 512 с.
24. Розов Н. С. Основания и перспективы инновационного образования в эпоху глобальной турбулентности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 1. С. 24—43.
25. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий : метод. пособие. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 179 с.
26. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. М. : Эйдос : Ин-т образования человека, 2013. 73 с.