Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2015. № 3(15). С. 188—193

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.882

Полькина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация

Статья содержит результаты исследования, направленного на решение проблемы развития самоопределения учащихся школ посредством организации учебной деятельности на уроках литературы. В работе обозначены различные аспекты понятия «самоопределение», раскрыта сущность учебной деятельности, названы основные ее компоненты. Особое внимание уделено постановке учебной задачи на основе использования проблемных ситуаций в процессе организации учебной деятельности. Комплекс вопросов и заданий, обеспечивающих создание проблемных ситуаций, разработан на материале тем школьной программы по литературе.

Ключевые слова

Самоопределение, учебная деятельность, учебная задача, проблемная ситуация, уроки литературы.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28—40.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2005. 384 с.
3. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. 200 с.
4. Козельчук Б. Н. Организационно-педагогическое содействие жизненному самоопределению школьников в условиях функционирования учреждения общего образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 175 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 39 с.
6. Лебедева С. Ю. Жизненное и профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного образования : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 209 с.
7. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1977. 206 с.
8. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1975. 368 с.
9. Мордовская А. В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников : На примере Республики Саха (Якутия) : дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 357 с.
10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 1998. 512 с.
11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии ; МОДЭК, 1996. 256 с.
12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
13. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кострома, 2010. 45 с.
14. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 1999. 288 с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Проспект, 2013. 160 с.