|
6—7 июня 2016 года на базе ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» состоялась международная научно-практическая конференция — XXХI сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Конференция собрала около 120 участников из России, Белоруссии, Латвии и Китая. В Твери встретились историки педагогики из 37 российских городов (Абакан, Брянск, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Москва, Оренбург, Рязань, Санкт-Петербург, Смоленск, Ставрополь, Томск, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Шуя и др.). Для многих из них данная конференция — это не только крупный историко-педагогический форум, но и возможность оказаться снова вместе. Перед началом конференции всем участникам вручили весомый сборник научных трудов XXXI сессии «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры» (научные редакторы член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М. В. Богуславский, доктор педагогических наук, профессор С. В. Куликова. Волгоград : Отрок, 2016. 615 с.).
Торжественное открытие конференции состоялось под звуки гимна Российской Федерации. Бессменный организатор и ведущий конференции председатель Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Викторович Богуславский, приветствуя гостей, отметил: «Первая сессия конференции была проведена в 1986 году. С тех пор менялись политические режимы, социально-экономические условия, проходили различные катаклизмы, а историки педагогики собирались, собираются и будут собираться, потому что именно в нас консолидируется, как в истории, память, традиции, настоящее и будущее российского образования».
Некоторые из приглашенных гостей, к сожалению, не смогли посетить конференцию, но прислали теплые поздравительные слова и пожелания ее участникам и организаторам. Так, в рамках открытия мероприятия были зачитаны приветственные адреса от Президента Российской академии образования академика РАО Л. А. Вербицкой и заместителя Председателя Правительства Тверской области С. В. Вержбицкой.
В рамках пленарного заседания конференции прошли награждения. В память об основателе Научного совета Российской академии образования по проблемам истории образования и педагогической науки, выдающемся советском педагоге Захаре Ильиче Равкине его многочисленные ученики и последователи были награждены памятными медалями за заслуги в развитии истории педагогики. От Оренбургского государственного педагогического университета этой медали удостоена доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Валентина Григорьевна Рындак.
В пленарных докладах заслушаны интересные научные сообщения: «Перспективы развития историко-педагогического знания» (Михаил Викторович Богуславский, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО); «Учитель в образовательном пространстве: к поиску новых моделей профессиональной социализации» (Владислав Владиславович Сериков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»); «Традиции учительства в условиях проектируемых парадигмальных изменений его современной профессиональной деятельности» (Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»); «Стратегии в деятельности учителя: опыт историко-педагогической реконструкции» (Игорь Давыдович Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»); «Народный учитель на фоне социокультурного нигилизма» (Светлана Вячеславовна Куликова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО); «Общественная инициатива в разработке идей и практики подготовки педагогов в России начала XX века» (Алексей Алексеевич Романов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина»).
Не менее насыщенной и интересной оказалась презентация научной школы историков педагогики и образования г. Твери.
Далее в торжественной обстановке в актовом зале исторического факультета Тверского государственного университета членам Научного совета были вручены сертификаты участников конференции и дипломы. От Оренбургского государственного педагогического университета дипломом «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» награжден доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Артур Минехатович Аллагулов.
Одним из интригующих моментов первого дня стала передача творческой эстафеты организатору проведения ХХХII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО. Им оказался Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.
Первый день работы сессии завершал круглый стол «Российский учитель в образовательном пространстве и времени», организатором которого выступил Владислав Владиславович Сериков.
В научную программу второго дня сессии вошла работа секций «Современная методология исследования историко-педагогического знания», «Исторические доминанты и современное содержание профессионального стандарта педагога», «Учитель как непреходящая ценность образования и общества», «Педагогическое образование: динамика ценностей и смыслов», «Стратегические направления развития российского образования: история и современность» и круглый стол «Проблемы и перспективы развития историко-педагогического знания».
В завершение конференции было оформлено фиксированное членство в Научном совете: восьмидесяти историкам педагогики были торжественно вручены удостоверения членов Совета. На общем собрании принято новое «Положение о Научном совете по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования». Прошли выборы в Бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. В состав Бюро вошло 7 ведущих историков педагогики России, в том числе А. М. Аллагулов (ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»). Председателем Научного совета единогласно избран М. В. Богуславский, а Ученым секретарем — С. В. Куликова (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»).
По итогам XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО сформулированы актуальные научно-организационные меры для дальнейшего развития историко-педагогических исследований, а также всеми участниками отмечено, что в г. Твери 6—7 июня 2016 года состоялся очередной Съезд историков педагогики. Очень надеемся, что в 2018 году съезд соберет большее количество историков педагогики и мы снова будем вместе!
Аллагулов Артур Минехатович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Фото автора