|
6—7 июня 2016 года на базе ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» состоялась международная научно-практическая конференция — XXХI сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Конференция собрала около 120 участников из России, Белоруссии, Латвии и Китая. В Твери встретились историки педагогики из 37 российских городов (Абакан, Брянск, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Москва, Оренбург, Рязань, Санкт-Петербург, Смоленск, Ставрополь, Томск, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Шуя и др.). Для многих из них данная конференция — это не только крупный историко-педагогический форум, но и возможность оказаться снова вместе. Перед началом конференции всем участникам вручили весомый сборник научных трудов XXXI сессии «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры» (научные редакторы член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М. В. Богуславский, доктор педагогических наук, профессор С. В. Куликова. Волгоград : Отрок, 2016. 615 с.).
Участники XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО
Торжественное открытие конференции состоялось под звуки гимна Российской Федерации. Бессменный организатор и ведущий конференции председатель Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Викторович Богуславский, приветствуя гостей, отметил: «Первая сессия конференции была проведена в 1986 году. С тех пор менялись политические режимы, социально-экономические условия, проходили различные катаклизмы, а историки педагогики собирались, собираются и будут собираться, потому что именно в нас консолидируется, как в истории, память, традиции, настоящее и будущее российского образования».
Пленарный доклад Председателя Научного совета по проблемам
Приветственное слово ректора Тверского государственного
Приветственное слово министра образования
Некоторые из приглашенных гостей, к сожалению, не смогли посетить конференцию, но прислали теплые поздравительные слова и пожелания ее участникам и организаторам. Так, в рамках открытия мероприятия были зачитаны приветственные адреса от Президента Российской академии образования академика РАО Л. А. Вербицкой и заместителя Председателя Правительства Тверской области С. В. Вержбицкой.
В рамках пленарного заседания конференции прошли награждения. В память об основателе Научного совета Российской академии образования по проблемам истории образования и педагогической науки, выдающемся советском педагоге Захаре Ильиче Равкине его многочисленные ученики и последователи были награждены памятными медалями за заслуги в развитии истории педагогики. От Оренбургского государственного педагогического университета этой медали удостоена доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Валентина Григорьевна Рындак.
Памятная медаль за заслуги в развитии
В пленарных докладах заслушаны интересные научные сообщения: «Перспективы развития историко-педагогического знания» (Михаил Викторович Богуславский, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО); «Учитель в образовательном пространстве: к поиску новых моделей профессиональной социализации» (Владислав Владиславович Сериков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»); «Традиции учительства в условиях проектируемых парадигмальных изменений его современной профессиональной деятельности» (Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»); «Стратегии в деятельности учителя: опыт историко-педагогической реконструкции» (Игорь Давыдович Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»); «Народный учитель на фоне социокультурного нигилизма» (Светлана Вячеславовна Куликова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО); «Общественная инициатива в разработке идей и практики подготовки педагогов в России начала XX века» (Алексей Алексеевич Романов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина»).
Не менее насыщенной и интересной оказалась презентация научной школы историков педагогики и образования г. Твери.
Далее в торжественной обстановке в актовом зале исторического факультета Тверского государственного университета членам Научного совета были вручены сертификаты участников конференции и дипломы. От Оренбургского государственного педагогического университета дипломом «За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования» награжден доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Артур Минехатович Аллагулов.
Сборник трудов научно-практической конференции
Одним из интригующих моментов первого дня стала передача творческой эстафеты организатору проведения ХХХII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО. Им оказался Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.
Первый день работы сессии завершал круглый стол «Российский учитель в образовательном пространстве и времени», организатором которого выступил Владислав Владиславович Сериков.
В научную программу второго дня сессии вошла работа секций «Современная методология исследования историко-педагогического знания», «Исторические доминанты и современное содержание профессионального стандарта педагога», «Учитель как непреходящая ценность образования и общества», «Педагогическое образование: динамика ценностей и смыслов», «Стратегические направления развития российского образования: история и современность» и круглый стол «Проблемы и перспективы развития историко-педагогического знания».
В завершение конференции было оформлено фиксированное членство в Научном совете: восьмидесяти историкам педагогики были торжественно вручены удостоверения членов Совета. На общем собрании принято новое «Положение о Научном совете по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования». Прошли выборы в Бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. В состав Бюро вошло 7 ведущих историков педагогики России, в том числе А. М. Аллагулов (ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»). Председателем Научного совета единогласно избран М. В. Богуславский, а Ученым секретарем — С. В. Куликова (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»).
По итогам XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО сформулированы актуальные научно-организационные меры для дальнейшего развития историко-педагогических исследований, а также всеми участниками отмечено, что в г. Твери 6—7 июня 2016 года состоялся очередной Съезд историков педагогики. Очень надеемся, что в 2018 году съезд соберет большее количество историков педагогики и мы снова будем вместе!
Аллагулов Артур Минехатович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Фото автора