Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 268—275

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Иванищева Надежда Александровна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТА: ГРАНИ СОПРЯЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Аннотация

В статье обоснована авторская интерпретация социально-андрагогической парадигмы как своеобразного аксиоматического базиса для анализа высшего образования, его ориентированности на достижение высоких результатов, получение нового знания, качественно иной педагогической практики. Доказана необходимость реализации научно-практических стратегий подготовки кадров нового поколения, способных не только квалифицированно выполнять свои функции, но и заниматься непрерывным самообразованием. Раскрыты сущность и содержание видов самостоятельной работы студента, структура и компоненты самообразовательной деятельности.

Ключевые слова

Образование, самообразование, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа студента, социально-андрагогическая парадигма, непрерывное образование.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Агарагимова В. К., Абуталимова А. А., Кабардиева Ф. А. Интенсификация процесса самообразовательной деятельности студентов на современном этапе // Innovations and modern pedagogical technologies in the education system : materials of the VI international scientific conference (February 20—21, 2016). Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. Р. 165—167.
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс : учеб. пособие. Казань : Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник для вузов. М. : Смысл : ИЦ «Академия», 2010. 448 с.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А., Розум С. И. Психология и педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2014. 624 с.
5. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М. : ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
6. Иванищева Н. А. Социально-андрагогическая парадигма: содержание и реализация в системе высшего педагогического образования. М. : ВЛАДОС, 2013. 184 с.
7. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996 ин/15. URL: http://news-city.info/akty/acts-58/tekst-ln-pravitelstvo-rossiya.htm (дата обращения 05.08.2016).
8. Кондраков И. М., Кондракова С. О. От самообучения к самообразованию // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 113—121.
9. Корвяков В. А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. 52 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл : ИЦ «Академия», 2005. 352 с.
11. Миняева Н. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2011. 42 с.
12. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М. : Эгвес, 2011. 152 с.
13. Педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. М. : Юрайт, 2014. 332 с.
14. Положение об организации самостоятельной работы студентов (утв. 24 марта 2014 г.) / ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ospu.ru/userfiles/ufiles/polozheny_o_srs_2013.pdf.
15. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd.
16. Романенко Н. М. Организационно-педагогические условия, влияющие на процесс самообразования студентов // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 86—88.
17. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М. : Изд-во Моск. фин.-пром. акад., 2011. 448 с.
18. Рындак В. Г. Педагогика креативности. М. : ИД «Университетская книга», 2012. 284 с.
19. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2011. 367 с.
20. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2008. 256 с.
21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : Школьная Пресса, 2000. 416 с.
22. Тулькибаева Н. Н., Медведев И. Ф. Руководство самообразованием студентов. СПб. : Астерион, 2012. 359 с.
23. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1986. 144 с.
24. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997. 445 с.