Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 284—291

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Карасева Дарья Сергеевна, аспирант
Ивановский государственный университет

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ: КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА» ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»)

Аннотация

В статье раскрывается необходимость формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка при изучении раздела «Фонетика». На основе анализа научных публикаций автор делает вывод об объеме понятия «лингвистическая компетенция», в результате обследования школьников устанавливает критерии и уровни сформированности лингвистической компетенции. Для иллюстрации критериев сформированности лингвистической компетенции приведены примеры работ учащихся. Автор приходит к выводу о различных уровнях готовности учащихся к развитию лингвистической компетенции на уроках русского языка. По ее мнению, работа над разделом «Фонетика» является необходимым этапом формирования и развития лингвистической компетенции школьников.

Ключевые слова

Лингвистическая компетенция, критерии сформированности лингвистической компетенции, уровни сформированности лингвистической компетенции, фонетика, учащиеся средней школы.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33—44.
3. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М. : Высш. шк., 1989. 103 с.
4. Василевич А. П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1999. С. 113—136.
5. Дубова М. В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. 2010. Т. 58, № 1. С. 59—63.
6. Иванова А. Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / под ред. Д. Н. Шмелева. М. : Наука, 1989. С. 127—131.
7. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54—57.
8. Каплун О. А. Сравнительная характеристика понятий «лингвистическая компетенция» и «языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 277—279.
9. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров [и др.]. М. : Русский язык, 1990. 270 с.
10. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. М. : Дрофа, 2007. 240 с.
11. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 91—94.
12. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. 3-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 112 с.
13. Хомский Н. Язык и мышление. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. 126 с.
14. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск : Наука, 2006. 324 с.
15. Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford : Oxford University Press, 1990. 408 p.
16. Moirand S. Enseigner a comminiquer en langue etrangere. Paris, 1990. 188 p.
17. Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning. Vol. 1: Scope. Strasbourg : Council of Europe Press, 1986. 89 p.