Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 284—291
|
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.881.161.1
Карасева Дарья Сергеевна, аспирант
Ивановский государственный университет
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ: КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА» ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»)
Аннотация
В статье раскрывается необходимость формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка при изучении раздела «Фонетика». На основе анализа научных публикаций автор делает вывод об объеме понятия «лингвистическая компетенция», в результате обследования школьников устанавливает критерии и уровни сформированности лингвистической компетенции. Для иллюстрации критериев сформированности лингвистической компетенции приведены примеры работ учащихся. Автор приходит к выводу о различных уровнях готовности учащихся к развитию лингвистической компетенции на уроках русского языка. По ее мнению, работа над разделом «Фонетика» является необходимым этапом формирования и развития лингвистической компетенции школьников.
Ключевые слова
Лингвистическая компетенция, критерии сформированности лингвистической компетенции, уровни сформированности лингвистической компетенции, фонетика, учащиеся средней школы.
Список использованных источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33—44.
3. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М. : Высш. шк., 1989. 103 с.
4. Василевич А. П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1999. С. 113—136.
5. Дубова М. В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. 2010. Т. 58, № 1. С. 59—63.
6. Иванова А. Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / под ред. Д. Н. Шмелева. М. : Наука, 1989. С. 127—131.
7. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54—57.
8. Каплун О. А. Сравнительная характеристика понятий «лингвистическая компетенция» и «языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 277—279.
9. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров [и др.]. М. : Русский язык, 1990. 270 с.
10. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. М. : Дрофа, 2007. 240 с.
11. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 91—94.
12. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. 3-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 112 с.
13. Хомский Н. Язык и мышление. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. 126 с.
14. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск : Наука, 2006. 324 с.
15. Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford : Oxford University Press, 1990. 408 p.
16. Moirand S. Enseigner a comminiquer en langue etrangere. Paris, 1990. 188 p.
17. Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning. Vol. 1: Scope. Strasbourg : Council of Europe Press, 1986. 89 p.