Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2(18). С. 258—265

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.274/.276(47)(091)

Кондратьева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент
Московский государственный областной университет

 

ЭКЗАМЕН ПО МАТЕМАТИКЕ НА АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается история становления экзамена по математике на аттестат зрелости в пореформенной России в качестве вступительного экзамена в университет. Приводятся примеры экзаменационных задач по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии. Показано, что официальные установки, закрепляющие нормы проведения экзамена на аттестат зрелости, не всегда точно реализовывались на практике, однако нарушения не являлись принципиально значимыми. Отмечен факт достаточно быстрой адаптации образовательной системы России к обновлению итогового контроля.

Ключевые слова

Развитие школьного математического образования, экзамен на аттестат зрелости, новации.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Альбицкий В. Испытания зрелости. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1884. 161 с.
2. Виноградов П. Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. 1839—1889. М. : Тип. А. Левенсон и Ко, 1889. 246 с.
3. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / под ред. Н. Г. Казанского ; Акад. пед. наук РСФСР. Л. ; М. : Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1950. 276 с.
4. Горбунов П. Новые учебные планы и примерные программы (утвержденные 20 июля 1890 года) классических гимназий и прогимназий: С новыми объяснительными записками Министерства народного просвещения, вышедшими к Уставу доп., преобразоват. распоряжениями об улучшении состава учеников, преподавания гимнастики, внесением Устава О-ва пособия нуждающимся ученикам и проч. М. : Тип. П. М. Мартынова, 1891. 168 с.
5. Горбунов П. Программы, учебные планы и правила реальных училищ: С новыми объясн. зап. М-ва нар. прос., доп. и разъяснениями, исходившими от министров, попечителей округов, указаниями принятых по классам учебников, положением о пособии бедным ученикам и проч. 2-е изд. М. : А. Г. Кольчугин, 1892. 130 с.
6. Козловский С. А. Сборник 200 задач, служивших в 1873—1903 гг. темами на экзаменах зрелости в гимназиях и на выпускных экзаменах в реальных училищах в С.-Петербургском, Московском и Казанском учебных округах. С полными образцовыми решениями и объяснениями, с разнообразными указаниями относительно расположений и вычислений, поверки задач и проч. Белая Церковь, 1903. 196 с.
7. Кондратьева Г. В. Школьное математическое образование в пореформенной России: 1865—1905 гг. М. : Изд-во МГОУ, 2015. 196 с.
8. Крылов А. Н. Мои воспоминания [вступ. ст. А. П. Капицы]. 8-е изд., стереотип. Л. : Судостроение, 1984. 477 с.
9. Наши учебные заведения. Об испытаниях зрелости в 1884 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Ч. CCLIV. С. 40—48.
10. Отчет о письменных испытаниях зрелости, произведенных в 1891 году в гимназиях Московского учебного округа. М., 1893. 300 с.
11. Педагогическая летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. № 12. С. 39—115.
12. Решения геометрических задач по университетской программе для гг. желающих поступить в университет. М., 1871. 59 с.
13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1871—1873). Т. 5. СПб. : Тип. Балашева, 1877. Ст. 385.
14. Сведения о гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. № 89.
15. Современная летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1887. № 1.
16. Современная летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. № 9.
17. ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 3. Ед. хр. 2537. Дело канцелярии попечителя Московского учебного округа.