Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 1(17). С. 244—251

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация

В статье дан междисциплинарный анализ дефиниции «социальная активность личности», позволяющий уточнить авторское содержание исследуемого понятия. Определены этапы развития социальной активности студента вуза (ориентировочный, мобилизующий, рефлексивный), характеризующие возрастание субъектности студента в условиях реализуемой социально полезной и личностно значимой деятельности; проанализирован функционал концептов ценностно-смыслового поля ключевых установок педагога-фасилитатора («Презумпция приемлемости», «Достоинство различия», «Толерантность к неопределенности», «Работа в пространстве возможностей», «Совместное раздумывание», «Контекстное взаимодействие»), определяющих основу для ориентиров обновления процесса развития социальной активности обучающегося в вузе. Рассмотрены механизмы социального взаимодействия педагога и студента (иерархизация, координация, дополнение, автономизация, агрегация идей и действий, кооперация, дифференциация, диверсификация, делегирование полномочий) в контексте построения педагогического общения как интеграции монологовых, диалоговых форм и полилога субъектов социально полезной и личностно значимой деятельности.

Ключевые слова

Социальная активность, студент, образовательный процесс вуза, концепты педагога-фасилитатора, деятельность педагога, механизмы и этапы развития социальной активности студента вуза.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Авдеева И. Н. Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования // Мир психологии. 2013. № 3. С. 177—190.
2. Алексеева Л. Ф. Психология активности личности. Новосибирск : Педуниверситет, 1996. 148 с.
3. Байкова Л. А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория и практика. Рязань : РГУ имени С. А. Есенина, 2011. 228 c.
4. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8, № 10. С. 171—177.
5. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 1999. 270 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ : Астрель, 2008. 672 с.
7. Грошева Л. И. Особенности теоретической конструкции феномена «социальная активность молодежи» // Академический вестник. 2013. № 2 (24). С. 198—204.
8. Зотов В. В., Горелик О. В. Социальная активность студенческой молодежи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 39—43.
9. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России : дис. … д-ра пед. наук. Белгород, 2008. 450 с.
10. Кротов Д. В. Социальный капитал российской молодежи. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2009. 128 с.
11. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 11. С. 3—27.
12. Мордкович В. Г. Социальная активность : суть и споры // Социальная активность. Челябинск, 1976. Вып. 3. С. 3—25.
13. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. 432 с.
14. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
15. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для вузов. М. : Владос, 2008. 264 с.
16. Тутатчиков А. Т., Молчанов С. Г. Отбор содержания социализации, оценивание социализованности и социального вмешательства в рамках детской оздоровительной кампании 2012 года в г. Копейске // Челябинский гуманитарий. 2012. № 4 (21). С. 60—74.
17. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2015. 435 с.
18. Харланова Е. М. Социальная активность студентов: сущность понятия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 183—186.
19. Шаламова Л. Ф. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 96—99.
20. Шаламова Л. Ф. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 72—74.