Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2(18). С. 266—273
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1
Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет Валеева Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению теоретических основ педагогического содействия формированию личностно-профессионального опыта студента вуза. Определено содержание авторской дефиниции «личностно-профессиональный опыт студента вуза», описан процесс формирования исследуемого феномена. Представлены основные характеристики педагогического содействия формированию личностно-профессионального опыта студента (недирективный, латентно-сопровождающий характер деятельности преподавателя; комплиментарная совместность и равнодействие со стороны субъектов образования; усиление консультативно-координирующей и фасилитационной функций профессионально-педагогического взаимодействия; создание гуманистической, безопасно-комфортной атмосферы образовательного процесса; трансцендирование субъективности субъектов образования в рамках общности совместного бытия; ориентация на имеющийся у студента личностно-профессиональный опыт; активизация субъектной позиции студента), определяющие основу для ориентиров обновления образовательного процесса вуза в контексте оптимального формирования личностно-профессионального опыта студента.
Ключевые слова
Педагогическое содействие, личностно-профессиональный опыт, система высшего профессионального образования, образовательный процесс вуза, студент.
1. Ананьина Е. В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6 (78). С. 124—126.
2. Барановская Л. А., Игнатов Н. А. Организационно-педагогическое сопровождение содействия формированию социальной ответственности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2010. № 4. С. 13—18.
3. Елькина О. Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. № 1 (45). С. 250—255.
4. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21 с.
5. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2012. 480 с.
6. Карпов А. В. Психология труда. М. : Владос Пресс, 2005. 352 с.
7. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 224 с.
8. Кургинян С. С. Педагог как со-субъект развития: к вопросу о содействующем характере деятельности педагога // Психология образования, подготовка кадров и психологическое просвещение : материалы IV науч.-практ. конф. М. : Федерация психологов образования России, 2007. С. 228—230.
9. Кургинян С. С. Психолого-педагогическое содействие формированию адекватного отношения к себе в подростковом возрасте // Наука и школа. 2008. № 3. С. 74—75.
10. Лежнева М. С. Педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области компьютерных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 110—114.
11. Лежнева Н. В., Пищулина Т. В. Технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 66—70.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл : Академия, 2004. 346 с.
13. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
14. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В. А. Бодрова. М. : Ин-т психологии РАН, 2004. 390 с.
15. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
16. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. 186 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
18. Стрелков Ю. К. Временная форма профессионального опыта // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2010. № 2. С. 23—31.
19. Черникова Т. В. Психологическая поддержка специалистов «помогающих» профессий: антропологический подход // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 9. С. 53—61.