Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3(19). С. 175—184
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.012+371.26
Плотников Константин Юрьевич, кандидат педагогических наук, учитель музыки
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Центр образования № 47 г. Иркутска
МОНИТОРИНГ СВЯЗАННЫХ С МУЗЫКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКА
Аннотация
Проблема мониторинга образовательных продвижений (понимая «продвижение» и в контексте социализации) рассматривается с позиций гуманитарно-целостного подхода. Предлагаемые формы проведения мониторинга отражают специфику общего образования, понимаемого как совокупность воспитания и обучения. Главный критерий оценки — значение, которое имеет для школьника, для развития его личностных качеств (стремление к самовыражению, объективность в критическом самоанализе, конструктивность в выстраивании и реализации планов собственного развития и др.) наблюдаемая в процессе мониторинга деятельность. Целостность рассматриваемых образовательных продвижений включает направления, связанные с музыкой и напрямую (обучение игре на инструменте и вокалу, расширение эрудиции в музыкальной культуре и др.), и косвенно (хореографическая подготовка, использование персонального компьютера для создания видеосюжетов и др.). Особенности и перспективы реализации данного направления связываются с применением музыкально-компьютерных технологий и описаны на основе педагогического опыта и научных поисков автора.
Ключевые слова
Общее образование, воспитание и обучение, образовательные продвижения, музыка, мониторинг, оценка и самооценка, музыкально-компьютерные технологии (МКТ).
1. Абакумова Н. Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3.
2. Борытко Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 1 марта. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm (дата обращения 21.06.2016).
3. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. 2004. № 4 (9). С. 123—138.
4. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272—275.
5. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 236—239.
6. Горбунова И. Б., Помазенкова М. С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3 (2). С. 68—82.
7. Иващенко Е. В. Тенденции совершенствования оценочного компонента системы российского начального образования на рубеже ХХ—ХХI веков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.
8. Корсакова И. А. Музыкальная информация в контексте музыкальной коммуникации // Достижения вузовской науки. 2013. № 6. С. 27—31.
9. Плотников К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. 1: Инновационная образовательная программа. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 229 с.
10. Плотников К. Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий. СПб. : Лема, 2013. 268 с.
11. Плотников К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 3 (74). С. 212—218.
12. Плотников К. Ю. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2015. № 3. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/1_plotnikov_sayt_3_2015_0.pdf (дата обращения 01.07.2016).
13. Плотников К. Ю. Планирование предметных результатов освоения образовательной программы — от примерной программы к рабочей (уровень основного общего образования; на примере музыки) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 30—35.
14. Плотников К. Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 161—170. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.161.
15. Плотников К. Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 50—65.
16. Плотников К. Ю. УМК по музыке в общеобразовательной школе как способ интеграции медиаобразования // Медиаобразование: 2016. № 2. С. 34—41.
17. Современное музыкальное образование-2014 : материалы XIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 572 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009, № 373 [Электронный ресурс] // Сайт «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm373-1.doc (дата обращения 04.07.2016).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010, № 1897 [Электронный ресурс] // Сайт «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения 04.07.2016).
20. Hallam S. The Power of Music: a research synthesis of the impact of actively making music on the intellectual, social and personal development of children and young people. London, 2015. 168 p.