Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4(20). С. 326—339

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.378.1

Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

Аннотация

В статье освещаются основные аспекты предлагаемого метода измерения субъективной удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг вуза в контексте перехода отечественного образования на персонификацию обучающегося. Методологической базой выступают идеи интерпретации образовательных услуг как потребительского блага, отношений «потребитель услуги — производитель и продавец услуги в образовании» и психологии потребителя. Психологические основы теории субъективного качества жизни легли в основу модели измерения удовлетворенности качеством образовательных услуг в соответствии со стандартами высшего образования РФ и представлениями непосредственных потребителей. Предлагаемая автором методика направлена на решение ряда противоречий в оценке субъективной удовлетворенности образовательными услугами их прямыми потребителями. Применение методики позволяет варьировать временные этапы оценивания и получать соответствующие эмпирические данные о динамике удовлетворенности на разных этапах получения образования, учитывать ее субъективный характер и своевременно обнаруживать снижение потребностей в отдельных образовательных услугах.

Ключевые слова

Образовательные услуги, потребители, субъективная удовлетворенность.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андриенко А. В. Удовлетворенность первокурсников процессом обучения в вузе [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 1. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=96
2. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2011 г.). М. : РИОР, 2011. Т. 2. С. 7—12.
3. Беляева О. В. Анализ поведения потребителей услуг высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 3. С. 36—37. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=308.
4. Беляева О. В. Восприятие качества образовательных услуг потребителями [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 3. С. 61—62. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=37.
5. Бойцов Б. В., Кузнецов М. А., Элькин Г. И. Концепция качества жизни. М. : Академия проблем качества, 2007. 240 с.
6. Железов Б. В., Кудюкин П. М., Шувалова О. Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 187—210.
7. Кузьмина Е. Е. Маркетинг образовательных услуг : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2014. 330 с.
8. Лига М. Б., Щеткина И. А. Качество жизни: социально-психологический подход [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2011/Psihologia/12_88633.doc.htm
9. Новокрещенова Н. А. Оценка удовлетворенности потребителей как информационная основа совершенствования системы менеджмента качества вуза // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. № 24. С. 232—237.
10. Нугаев Р. М., Нугаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 100—104.
11. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М. : Интерпракс, 2005. 240 с.
12. Посыпанова О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга : Изд-во Калуж. гос. ун-та им. К. Э. Циолковского, 2012. 296 с.
13. Социально-психологическая концепция качества жизни : словарь-справочник / сост. Е. А. Угланова. Ярославль : Ремдер, 2003. 71 с.
14. Шаповал И. А. Субъективное качество жизни в психологии бедности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 4. С. 207—218. doi: 10.17759/psyedu.2014060418.
15. Шевченко О. М. Сущность и особенности образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 3 (83). С. 90—96.
16. Щетинин В. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. 2007. № 3. С. 23—27.
17. Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge : Polity, 2000. 240 p.
18. Dasgupta P.,Weale M. On measuring the quality of life // World development. Oxford : Pergamon Press plc., 1992. Vol. 20, No. 1. P. 119—131.