2017. № 2(22). С. 239—248

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.715

Акимова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Рындак Валентина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающегося выступает в числе стратегических приоритетов государственной образовательной политики, вместе с тем обеспечение его эффективности инерционно ввиду недостаточной осмысленности его функций, отсутствия интерпретации понятия «здоровый и безопасный образ жизни». На основе анализа результатов междисциплинарного познания определено понятие «здоровый и безопасный образ жизни». Здоровый и безопасный образ жизни — форма существования человека, обеспечивающая его жизнеспособность на основе минимизации рисков, опасностей и угроз физическому, душевному и социальному развитию в контексте социальных, культурных норм и условий окружающей среды. Понятие определяет педагогический смысл формирования здорового и безопасного образа жизни обучающегося в реализации здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей и здоровьесозидающей функций. Анализ образовательных и профессиональных стандартов в отношении выявленных функций позволил определить условия осуществления исследуемого процесса, к которым отнесены: реализация ситуаций здоровьесообразного выбора; использование совокупности здоровьесберегающих технологий; актуализация интегративных возможностей педагогического вуза.

Ключевые слова

Здоровье, безопасность, здоровый и безопасный образ жизни, обучающийся, бакалавр педагогического образования.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак : Фобос, 2014. 242 с.
2. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5—24.
3. Айзман Р. И., Лысова Н. Ф. Подготовка магистров по программе «Безопасность образовательного пространства» // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-3 (46). С. 6—11.
4. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. М. : Высшая школа, 2006. 616 с.
5. Безопасность жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, М. А. Шахманьян, Н. А. Крючек [и др.]. М. : Дрофа, 2005. 224 с.
6. Ваништендаль С. Резильентность, или Оправданные надежды. Раненый, но не побежденный. Женева : Бисе, 1998. 80 с.
7. ВОЗ: Основные документы ВОЗ. Женева, 2003.
8. Воробьев Ю. Л. Безопасность жизнедеятельности: некоторые аспекты государственной политики / МЧС России. М. : Деловой экспресс, 2005. 376 с.
9. Гуваков В. И. Здравоохранительная деятельность. Социокультурные и методологические проблемы. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. 184 с.
10. Гурьянова Н. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1. С. 12—17.
11. Добротворская С. Г. Организационно-методические условия ориентации студентов на здоровый образ жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 28—30.
12. Зверкова А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 103—108.
13. Зеер Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69—76.
14. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности». URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-05031992-n-2446-1-o/ (дата обращения: 20.03.2017).
15. Казначеев В. П. Здоровье нации: просвещение и образование. М. ; Кострома : Костромской ГПУ, 1996. 248 с.
16. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. Кемерово, 2010. 214 с.
17. Картавых М. А., Воронов И. А. Умения обеспечения безопасности жизнедеятельности как деятельностный компонент содержания образования // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, № 12. С. 111—113.
18. Короткова О. В., Пугачева Н. Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 18. С. 109—125.
19. Лисицин Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции : учеб. пособие. М. : Медицина, 1992. 512 с.
20. Логика : учеб. пособие / сост.: М. Д. Купарашвили, А. В. Нехаев, В. И. Разумов, Н. А. Черняк. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. 124 с.
21. Махнач А. В., Лактионова А. И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Ин-т психологии РАН, 2007. 624 с.
22. Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «здоровье», «здоровый образ жизни» // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 151—176.
23. Нестерова А. А. Структурная модель жизнеспособности и позитивной адаптации молодежи в условиях безработицы // Ученые записки РГСУ. 2010. № 7. С. 172—176.
24. Орехова Т. Ф., Доцоев Л. Я., Кружилина Т. В. О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 122—133.
25. Петров С. В., Симонов Н. Е. Стратегия национальной безопасности РФ // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2016. № 2. С. 12—22.
26. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129: 20.03.2017.
27. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”» [Электронный ресурс]. URL: http://www. http://base.garant.ru/71202838/ 23.03.2017).
28. Пряхин В. Н., Соловьев С. С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени. М. : Экзамен, 2006. 383 с.
29. Сапронов В. В. Безопасность — коренная потребность человека // Основы безопасности жизни. 2012. № 8. С. 5—16.
30. Сидоров Д. Г., Большев А. С. Интеграция здоровьеформирующего образования в вузе // Великие реки, 2014 : тр. конгресса 16-го Междунар. научно-промышленного форума : в 3 т. Нижний Новогород : Нижегор. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2014. С. 237—239.
31. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. М. : Академия, 2002. 256 с.
32. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 6—11.
33. Тюмасева З. И., Рупицева С. В. Формирование толерантности у школьников при совместной деятельности педагога и семьи как основы здорового образа жизни // Актуальные проблемы экологии и здоровья человека : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2015. С. 52—56.
34. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты. Новосибирск : СО РАМН, 2003. 164 с.
35. Югова Е. А. Проблемы формирования профессионального здоровья выпускников педагогических вузов // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 102—104.
36. Aizman R., Abaskalova N. Р. Health and Safety of All Participants of Educational Process Are the Priorities of Modern Education System // International Journal of Modern Education Research. 2015. № 2 (4). Р. 29—33.