2017. № 2(22). С. 258—267

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.8

Воронина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье описаны результаты диагностики профессиональной готовности педагогов сельской школы к реализации ФГОС общего образования. Автором определены основные причины их низкой инновационной активности (отсутствие конкуренции в профессиональной среде; специфика деятельности в сельской школе; острая потребность в научно-методической поддержке и др.); в ходе исследования выявлены основные профессиональные затруднения сельского педагога: непонимание значимости своего участия в инновации по освоению новых стандартов, их сущности и стратегических направлений деятельности образовательной организации (проектирования основной образовательной программы, рабочих программ; современного урока, новой системы оценивания), незнание их теоретических основ (системно-деятельностного подхода, концепции универсальных учебных действий), недостаточно сформированные профессиональные умения и пр. Выявленные автором факторы могут влиять на эффективность внедрения ФГОС общего образования в сельской школе, поэтому должны учитываться управленческим персоналом образовательной организации.

Ключевые слова

Педагог сельской школы, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональная готовность педагога сельской школы.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М. : Просвещение, 2013. 176 с.
2. Войтеховская М. П., Дозморова Е. В. Историко-педагогический анализ формирования профессиональной компетентности педагогов сельских малокомплектных школ в России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 39—42.
3. Воронина Ю. В. Формирование мотивации успеха у педагога к инновационной деятельности // Научная дискуссия: инновации в современном мире : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (23 мая 2012 г.). М. : Международный центр науки и образования, 2012. Ч. 2. С. 51—54.
4. Воронина Ю. В., Лаганина Л. Н. Урок-исследование в 5 классе «Путешественники древности» // География в школе. 2016. № 7. С. 48—57.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017. 160 с.
6. Гурьянова М. П. Доминанты в профессиональной деятельности сельских социальных педагогов регионов России // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 1. С. 152—157.
7. Гурьянова М. П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России. М. : Ин-т проблем социального развития Российской академии образования, 2003. 176 с.
8. Ефлова З. Б. Оценка сельскими педагогами модернизации образования в сельской местности и их позиция в реформировании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 14—20.
9. Кердяшева О. В. Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (48). С. 20—23.
10. Лизинский В. М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. М. : Педагогический поиск, 2009. 160 с.
11. Новых С. Н. Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе // Проблемы педагогики. 2016. № 8 (19). С. 12—14.
12. Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования / М. П. Гурьянова, З. Б. Ефлова, Е. С. Казько, С. И. Смирнова, Г. Г. Столяров. Петрозаводск : Издат. дом «ПИН», 2015. 120 с.
13. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова [и др.]. М. : Просвещение, 2011. 157 с.
14. Течиева В. З. Подготовка педагогов к реализации общего образования в условиях сельской школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 151—154.
15. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова [и др.] ; под ред. Н. Б. Шумаковой. М. : Просвещение, 2014. 168 с.
16. Федина В. В. Особенности адаптации педагогов в сельской школе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1091—1095.
17. Шорина Т. Н., Воронкова Е. Г. Профессиональное выгорание педагогов сельской местности // Вестник магистратуры. 2012. № 4. С. 60—62.