Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 2(22). С. 258—267
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 377.8
Воронина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье описаны результаты диагностики профессиональной готовности педагогов сельской школы к реализации ФГОС общего образования. Автором определены основные причины их низкой инновационной активности (отсутствие конкуренции в профессиональной среде; специфика деятельности в сельской школе; острая потребность в научно-методической поддержке и др.); в ходе исследования выявлены основные профессиональные затруднения сельского педагога: непонимание значимости своего участия в инновации по освоению новых стандартов, их сущности и стратегических направлений деятельности образовательной организации (проектирования основной образовательной программы, рабочих программ; современного урока, новой системы оценивания), незнание их теоретических основ (системно-деятельностного подхода, концепции универсальных учебных действий), недостаточно сформированные профессиональные умения и пр. Выявленные автором факторы могут влиять на эффективность внедрения ФГОС общего образования в сельской школе, поэтому должны учитываться управленческим персоналом образовательной организации.
Ключевые слова
Педагог сельской школы, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональная готовность педагога сельской школы.
1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М. : Просвещение, 2013. 176 с.
2. Войтеховская М. П., Дозморова Е. В. Историко-педагогический анализ формирования профессиональной компетентности педагогов сельских малокомплектных школ в России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 39—42.
3. Воронина Ю. В. Формирование мотивации успеха у педагога к инновационной деятельности // Научная дискуссия: инновации в современном мире : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (23 мая 2012 г.). М. : Международный центр науки и образования, 2012. Ч. 2. С. 51—54.
4. Воронина Ю. В., Лаганина Л. Н. Урок-исследование в 5 классе «Путешественники древности» // География в школе. 2016. № 7. С. 48—57.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017. 160 с.
6. Гурьянова М. П. Доминанты в профессиональной деятельности сельских социальных педагогов регионов России // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 1. С. 152—157.
7. Гурьянова М. П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России. М. : Ин-т проблем социального развития Российской академии образования, 2003. 176 с.
8. Ефлова З. Б. Оценка сельскими педагогами модернизации образования в сельской местности и их позиция в реформировании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016.
№ 4 (169). С. 14—20.
9. Кердяшева О. В. Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (48). С. 20—23.
10. Лизинский В. М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. М. : Педагогический поиск, 2009. 160 с.
11. Новых С. Н. Особенности индивидуального сопровождения профессионального развития педагогов в сельской школе // Проблемы педагогики. 2016. № 8 (19). С. 12—14.
12. Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования / М. П. Гурьянова, З. Б. Ефлова, Е. С. Казько, С. И. Смирнова, Г. Г. Столяров. Петрозаводск : Издат. дом «ПИН», 2015. 120 с.
13. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова [и др.]. М. : Просвещение, 2011. 157 с.
14. Течиева В. З. Подготовка педагогов к реализации общего образования в условиях сельской школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 151—154.
15. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова [и др.] ; под ред. Н. Б. Шумаковой. М. : Просвещение, 2014. 168 с.
16. Федина В. В. Особенности адаптации педагогов в сельской школе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1091—1095.
17. Шорина Т. Н., Воронкова Е. Г. Профессиональное выгорание педагогов сельской местности // Вестник магистратуры. 2012. № 4. С. 60—62.