2017. № 3(23). С. 275—285

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.851

Беребердина Светлана Петровна, соискатель
Московский педагогический государственный университет

 

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ

Аннотация

В статье обсуждается проблема разработки и применения одного из средств формирования регулятивных умений для достижения предметных и метапредметных результатов в обучении алгебре учащихся 7—9 классов. В качестве одного из таких средств рассматривается карта изучения темы и описывается ее содержание. Предложенное автором средство обучения является одним из эффективных инструментов реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и может быть использовано в общеобразовательной школе на уроках алгебры, а также для семейного образования.

Ключевые слова

Регулятивные умения, планируемые предметные и метапредметные результаты, карта темы, умения саморегуляции, функциональная линия, алгебра, средства обучения.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Беребердина С. П. Предметное портфолио по алгебре как средство обогащения ценностно-активизирующего опыта учащихся // Совершенствование подготовки по математике и информатике в школе и вузе : сб. науч. статей. М. : Моск. гос. пед. ун-т, 2013. С. 24—27.
2. Боженкова Л. И. Методическая система обучения геометрии, ориентированная на интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 46 с.
3. Боженкова Л. И. Алгебра в схемах и таблицах : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. 56 с.
4. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Регуляторный опыт учащихся общеобразовательной школы при обучении алгебре // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 58—66.
5. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Система уроков совместного планирования изучения алгебры как средство обогащения регуляторного опыта учащегося // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 4. С. 210—212.
6. Воинова И. В. Обучение логическим приемам мышления учащихся основной школы в процессе изучения курса алгебры : дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2006. 173 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-прогресс, 1996. 536 с.
8. Гальперин П. Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П. Я. Гальперин ; ред. А. И. Подольский. Воронеж : НПО «МОДЭК» ; М. : Ин-т практ. психологии, 1998. С. 333—351.
9. Глазков Ю. А., Егупова М. В. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: задания, методические подходы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4 (20). С. 244—256 URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/24_20_2016.pdf.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
11. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. М. : Прогресс, 1998. 100 c.
12. Конопкин О. А. Общая способность к регуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 128—134.
13. Круглова Н. Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19—26.
14. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л. : ЛГУ, 1972. 117 c.
15. Лебедев О. Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования. СПб. : СПГУПМ, 2001. 288 с.
16. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с.
17. Липкина А. И. Самооценка школьника. М. : Знание, 1976. 64 c.
18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1983. 96 с.
19. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 6. С. 5—17.
20. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М. : Знание, 1986. 77 с.
21. Полуянова Н. В. Технологический подход к реализации развивающих целей обучения алгебре в основной школе : дис. … канд. пед. наук. Тобольск, 2003. 225 c.
22. Полянцева М. В. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 219 с.
23. Примерная программа основного общего образования в образовательной области «Математика и информатика» [Электронный ресурс] // Реестр основных общеобразовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru.
24. Талызина Н. Ф. Формирование приемов математического мышления. М. : ТОО «Вентана Граф», 1995. 231 с.
25. Тарасова О. А. Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. 23 с.
26. Хинчин А. Я. Основные понятия математики и математические определения в средней школе. 3-е изд. М. : ЛЕНАНД, 2014. 56 с.
27. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск : Изд-во Томск. ун-та ; М. : Барс, 1997. 392 с.
28. Шеин И. Г. Алгоритмический подход к обучению математике IV—V классов и алгебре восьмилетней школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1983. 18 с.
29. Шкерина Л. В. Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2. С. 28—31.
30. Шкерина Л. В., Константинова А. С., Курсиш И. Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2. С. 39—42.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: сайт. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.