2017. № 2(22). С. 268—275

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147+372.851

Дворяткина Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

 

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме отражения в современной системе обучения математике тенденций развития постнеклассической науки, потенциальных возможностей процессов самоорганизации применительно к образовательной и познавательной сферам. Предложена новая технология синергетического обучения математике, предполагающая осуществление профессиональной подготовки при активации и интеграции бинарной оппозиции, выраженной в особой структуризации видов деятельности, методов, форм и средств обучения, понятий, а также в интеграции нескольких областей знаний в рамках одной дисциплины. С учетом доминанты синергии гуманитарного и математического знания разработан и представлен проект интегративного курса «Синергия математического и гуманитарного знания в контексте решения многопрофильных профессиональных задач», определена оптимальная модульная структура курса.

Ключевые слова

Cинергетический подход, синергетическое обучение математике, интегративные курсы.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1996. 568 с.
2. Бобрышева И. Е. Прагматический аспект синергетики: технология синергетического тренинга [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/education/pragmaticheskij-aspekt-sinergetiki/
3. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов : сб. ст. / отв. ред. В. И. Аршинов [и др.]. М. : Прогресс-Традиция, 2000. C. 285—304.
4. Виненко В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога : дис. … д-ра пед. наук. Саратов, 2001. 322 с.
5. Ворожбитова А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 22—26.
6. Дворяткина С. Н. Развитие вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике на основе диалога культур : дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2012. 215 с.
7. Дворяткина С. Н., Розанова С. А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач // Ярославский педагогический вестник. Сер. «Психолого-педагогические науки». 2016. № 6. С. 127—131.
8. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31—36.
9. Ковалевич М. С. Социально-психологические и педагогические проблемы профессионализации личности: синергетический подход [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kovalevic
10. Малинецкий Г. Г. Синергетика, междисциплинарность и постнеклассическая наука XXI века // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. 2013. № 51. 36 с.
11. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
12. Смирнов Е. И. Психолого-педагогические аспекты синергии математического образования // Перспективные тренды развития науки: образование, воспитание, спорт. Одесса : Куприенко СВ, Book 4, 2016. С. 6—51.
13. Солодова Е. А. Новые математические модели образовательных процессов // Синергетика: Будущее мира и России / под ред. Г. Г. Малинецкого. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. С. 347—366.
14. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. 1999. № 4. С. 14—18.
15. Haken H. Erfolgsgeheimnisse der Natur. Synergetik: Die Lehre vom Zusammenwirken. Reinbek bei Hamburg, 1995. 217 р.