2017. № 2(22). С. 276—284

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Иванищева Надежда Александровна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И СМЫСЛАМИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «гуманитарный» в единстве с идеями гуманизма, «очеловечивания» образования и системой регулятивов человеческой деятельности, несущей в себе накопленный опыт предыдущих поколений. Раскрывается гуманитаризация образования в процессе реализации гуманистической направленности обучения и воспитания студента в социокультурном пространстве университета. Описывается гуманитарная культура с позиции аккумулированного человечеством объема научного знания о системообразующих ценностях гуманитарного знания. Обосновывается поддержание и развитие личностью смысла жизни как субъективного ценностно-проективного обобщения жизни по критерию полноты самореализации. Определяются и характеризуются приоритетные направления обогащения содержания высшего гуманитарного образования.

Ключевые слова

Познание, гуманитарные науки, гуманитарное знание, культура, антропологическая парадигма, гуманитаризация, высшее образование, направления гуманитарного образования, обогащение, дисциплины, ценности, смыслы.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ-Медиа, 2008. 134 c.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник для вузов. М. : Смысл : Академия, 2010. 448 с.
3. Баранников А. В. Образование нового поколения. М. : Перспектива, 2013. 223 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 444 с.
5. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М. : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2008. 384 с.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : курс лекций. М. : Изд-во УРАО, 2003. 208 с.
7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие. Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. 560 с.
8. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность: введение в проблему. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2011. 240 с.
9. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. М. : Академия, 2006. 284 с.
10. Васкевич Т. В. Спор систем образования: возможен ли компромисс? Антропологическая миссия образования // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 353—362.
11. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М. : Логос, 2003. 248 с.
12. Каган М. С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб. : Лань, 1998. 448 с.
13. Лукацкий М. А. Антропологические грани процесса социализации // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 7—8 июня 2016 г.). М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ун-та, 2016. С. 424—427.
14. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М. : Моск. школа полит. исслед., 2000. 416 с.
15. Микешина Л. А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания // Вопросы философии. 2006. № 1. С. 48—53.
16. Муслимов А. М. Педагогические условия профилактики межличностных конфликтов курсантов в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла : автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2016. 23 с.
17. Пичугина В. К., Сериков В. В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19—30.
18. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 14.03.2017 г.)
19. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : учеб. пособие. М. : Изд-во МПСИ, 2015. 252 с.
20. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. М. : Логос, 2013. 352 с.
21. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2008. 256 с.
22. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2014. 608 с.
23. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : Школьная Пресса, 2000. 416 с.
24. Фарберова О. Е, Тонких В. А., Анисимов В. П. Современное состояние и перспективы развития российского гуманитарного образования // Образование и наука: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 188—197.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г., № 91 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения 14.03.2017 г.).
26. Человек как субъект культуры / отв. ред. Э. В. Сайко. М. : Наука, 2002. 445 с.