Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 3(23). С. 301—311
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.274/.276(47)(091)
Кондратьева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент
Московский государственный областной университет
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАДАЧНИКА КАК ОСОБОГО ЖАНРА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Аннотация
В статье рассматривается история становления задачника по математике. Показывается, что интенсивное развитие данного жанра учебной литературы приходится на вторую половину XIX в. Рассматриваются примеры наиболее известных задачников. Отмечен факт создания новых учебных книг — решебников, возникновение которых тесно связано с задачниками. Выявлено особое значение задачников по арифметике и алгебре, тогда как задачники по геометрии и тригонометрии играли более вспомогательную роль. Отмечено многообразие существовавших типов задачников. Впервые поднят вопрос о проблемах авторства в процессе создания задачников в рассматриваемый период.
Ключевые слова
Учебная литература, задачник по математике, практика решения задач, XIX век.
1. Агапов Д. В. Алфавитный каталог русских книг по математике, вышедших в России с начала книгопечатания до последнего времени. Оренбург : Типо-лит. Б. А. Бреслина, 1908. 99 с.
2. Агапов Д. В. Решение некоторых геометрических задач помощию теоремы (Агапова): во всяком прямоугольном треугольнике произведение катетов равно произведению полупериметра его на разность между суммою катетов и гипотенузы. Для старших классов сред. учебных заведений. Оренбург : Типо-лит. Б. А. Бреслина, 1894. 27 с.
3. Блюмберг Я. Ответ на заметку Г. Флоринского // Вестник опытной физики и элементарной математики. 1894. № 194. С. 37.
4. Бугаев Н. В. Задачник к арифметике целых чисел. 2-е изд. М., 1876. 72 с.
5. Верещагин И. Сборник алгебраических задач для учен. старш. кл. ср. уч. зав. СПб., 1904. 90 c.
6. Верещагин И. Сборник арифметических задач для средних учебных заведений, мужских и женских. 2-е изд., испр. и значительно доп. СПб. : Тип. В. Безобразова и Ко, 1885. VIII, 356 с.
7. Виноградов П. Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. 1839—1889. М. : Тип. А. Левенсон и Ко, 1889. 288 с.
8. Козловский С. А. Сборник 200 задач, служивших в 1873—1903 гг. темами на экзаменах зрелости в гимназиях и на выпускных экзаменах в реальных училищах в С.-Петербургском, Московском и Казанском учебных округах. С полными образцовыми решениями и объяснениями, с разнообразными указаниями относительно расположений и вычислений, поверки задач и проч. Белая Церковь, 1903. 196 с.
9. Малинин А. Ф. Задачи для умственных вычислений / сост. (преимущественно по Церингеру) А. Малинин. М. : Бр. Салаевы, 1871. 121 с.
10. Попов П. Е. Сборник арифметических задач при обучении глухонемых арифметике. Вып. 1. СПб., 1902. 140 с.
11. Рецензии // Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Часть 240. С. 55.
12. Сборник примеров и задач, относящихся к курсу элементарной алгебры, составил Ф. Бычков [Рецензия] // Журнал Министерства народного просвещения. 1869. Часть 143. C. 164—165.
13. Смирнов П. Д. Сборник геометрических задач на вычисление. Ч. 1. Владикавказ, 1902. 34 с.
14. Соколов Д. Н. Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии. М., 1899. 273 с.
15. Сорокин Н. По поводу ответа Я. Блюмберга на статью Флоринского «Новый способ составления задачников» // Вестник опытной физики и элементарной математики. 1894. № 199. С. 156—159.
16. Торопов К. А. Краткий курс прямолинейной тригонометрии. Пермь, 1894. 115 с.
17. Флоринский Г. О новом способе составления задачников // Вестник опытной физики и элементарной математики. 1894. № 186. С. 135—140.
18. Чебышев П. Л. Полное собрание сочинений. Т. 5. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. 475 с.
19. Щербина К. М. Математика в русской средней школе. Киев, 1908. 152 с.