Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 159—169

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(47)“182”

Смирнов Юрий Николаевич, доктор исторических наук, профессор
Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева

 

ВОПРОС О КОНТРОЛЕ НАД ШКОЛАМИ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЙ В ПЕРИОД ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА М. Л. МАГНИЦКОГО В КАЗАНСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ И ПОСЛЕ ЕГО ОТСТАВКИ

Аннотация

В статье дан анализ влияния попечителя Магницкого на школы немецких переселенцев в Казанском учебном округе. Основными вопросами в отношении них с 1824 г. стало установление надзора со стороны органов народного просвещения и введение обучения русскому языку. Однако это стремление встретило противодействие протестантского духовенства, поддержанного учреждениями, управлявшими колониями. Обсуждение вопроса продолжалось и после отставки Магницкого в 1826 г., но было в 1828 г. закончено без какого-либо положительного решения. Попытка модернизации традиционной протестантской школы у колонистов в 1820-е гг. оказалась неудачной, поскольку толчок к тому могло дать только установление государственного контроля над приходскими училищами. Возвращение к данному вопросу произошло уже в эпоху Великих реформ.

Ключевые слова

Россия в XIX в., история Поволжья, этнические процессы, модернизация, общественная мысль, народное образование.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.25.15

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Артамонова Л. М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86—88.
2. Артамонова Л. М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2013. № 8-2 (109). С. 55—64.
3. Артамонова Л. М. Самая просвещенная реформа // Родина. 2010. № 2. С. 45—49.
4. Вашкау Н. Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования 1764—1941 гг. : автореф. дис. … д-ра ист. наук. Саратов, 1998. 38 с.
5. Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. 3-е изд. М., 2000. 495 с.
6. Долгов Е. Б. «Не сопутствуемый ничьею любовью» (судьба М. Л. Магницкого) // Гасырлар авазы. 2011. № 3/4. С. 134—140.
7. Карнишина Н. Г. Государственно-церковные отношения в России во второй половине XIX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 5 (31). С. 16—22.
8. Карнишина Н. Г. Реформы просвещенной бюрократии в России на примере работы редакционных комиссий 1850-х гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 3 (39). С. 15—25.
9. Клаус А. А. Духовенство и школы в наших немецких колониях // Вестник Европы. 1869. Т. 1, кн. 1. C. 138—174; кн. 4. C. 235—274.
10. Климкина Э. В. Религиозное воспитание в России последних лет царствования Александра I // Культура и история в компаративном измерении : материалы I Всерос. науч.-методол. семинара. Самара, 2012. С. 61—66.
11. Климкина Э. В. Тема образования и воспитания в работах Д. П. Рунича // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2015. Ч. 1. С. 236—240.
12. Маскарова Т. А. Роль школьного образования в процессе формирования единого языка общения в колониях немцев Поволжья // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43): в 2 ч. Ч. 2. C. 142—146.
13. Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. Воронеж, 2011. 560 с.
14. Миронов Б. Н. Культурный капитал России за тысячу лет // Экономическая политика. 2013. № 1. С. 62—95.
15. Назаренко Е. Ю. Эволюция религиозных взглядов князя А. Н. Голицына // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. 2014. Т. 29, № 1 (172). С. 82—88.
16. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 1605.
17. НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1744.
18. НАРТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 948.
19. НАРТ. Ф. 977. Оп. Училищный комитет. Д. 1025.
20. Плеве И. Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. М., 2008. 400 с.
21. Поволжье — «внутренняя окраина» России: государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI — начало XX в.) / под ред. Э. Л. Дубмана, П. С. Кабытова. Самара, 2007. 328 с.
22. Полное собрание законов Российской империи: [Собрание 1-е : в 45 т.]. СПб. : тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830.
23. Полное собрание законов Российской империи: [Собрание 2-е : в 55 т.]. Санкт-Петербург : тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830—1885.
24. Черказьянова И. В. Центральные немецкие училища Поволжья в 1833—1917 годах (по материалам Национального архива Республики Татарстан) // Немцы Сибири: история и культура : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 2006. С. 259—266.
25. Шакирова Л. К. М. Л. Магницкий как попечитель Казанского университета // Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 162—164.
26. Якунин В. Н. История Самарской епархии: историография проблемы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 16—23.
27. Artamonova L. M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: from Enlightened Absolutism to Civil Society // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3). С. 899—907.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Смирнов Ю. Н. Вопрос о контроле над школами немецких колоний в период попечительства М. Л. Магницкого в Казанском учебном округе и после его отставки [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 159—169. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/15_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.15.