Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 271—284

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.75

Вяликова Галина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор
Государственный социально-гуманитарный университет
Леонова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент
Государственный социально-гуманитарный университет
Плужникова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук
Коломенский институт (филиал) Московского политехнического университета

 

НЕМЕЦКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация

В статье показаны результаты изучения и анализа концептуальных идей и опыта представителей экспериментальной педагогики Германии конца XIX — начала XX века с точки зрения развития педагогической теории и практики. Наследие немецких эксперименталистов представляет интерес для современных исследователей, так как многие поднятые проблемы не утратили своей актуальности и требуют дальнейшего изучения и разработки. Продуктивность рассматриваемого направления трактуется в контексте его прогностического потенциала в развитии педагогики. Среди концептуальных идей, общих или созвучных современному образованию, — непрерывное образование, осуществляемое в течение всей человеческой жизни; комплексный подход к изучению педагогической действительности, интеграция в образовательной практике; постоянный поиск новых, более эффективных форм и способов организации педагогического процесса с учетом изменения образовательной среды, установка на постоянное педагогическое самообразование и повышение профессиональной квалификации учителей.

Ключевые слова

Экспериментальная педагогика, В. А. Лай, Э. Мейман, эксперимент, педагогическое исследование.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.26.18

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Вяликова Г. С., Плужникова Ю. А. Экспериментальная педагогика Германии конца XIX — начала XX в. М. : Перо ; Коломна ; Красково : ГСИ, 2017. 177 с.
2. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Проект [Электронный ресурс]. URL: http://mon95.ru/deyatelnost/podmenyu-25/84-2013-12-29-17-55-32-2/2318-489.
3. Ксенофонтова А. Н. Организация инновационной деятельности магистрантов в школах — стажировочных площадках // Высшее образование сегодня. 2018. № 1. С. 20—23.
4. Малахова А. В., Ежова Т. В. Гуманизм — доминантный принцип личностно ориентированного образования // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития : материалы междунар. науч.-исслед. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников : в 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 2. С. 214—216.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/2974/
6. Челпаченко Т. В., Дегтярева Т. В. Обоснование научных дефиниций образования в историко-педагогических исследованиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9, № 3 (37). С. 10—22.
7. Depaepe M. Zum Wohl des Kindes? Pädagogie, pädagogische Psychologie und experimentelle Pädagogik in Europa und den USA 1890—1940. Weinheim, 1993. 472 S.
8. Hopf C. Die experimentelle Pädagogik. Empirische Erziehungswissenschaft in Deutschland am Anfang des 20.Jahrhunderts. Verlag Julius Klinkhardt, Bad Heilbrunn/Obb., 2004. 344 S.
9. Lay W. A. Die Tatschule als natur- und kulturgemäße Schulreform. Zugleich Anklage und Mahnruf. 2., verb. Aufl. Osterwick-Harz, 1921. 227 S.
10. Lay W. A. Experimentelle Didaktik. Ihre Grundlegung mit besonderer Rücksicht auf Wille und Tat. 3., verm. Aufl. Leipzig : Quelle und Meyer, 1910. 661 S.
11. Lay W. A. Volkserziehung. Eine Erneuerung der Erziehungswissenschaft in Umrissen. Berlin ; Dresden ; Leipzig, 1921. 223 S.
12. Meumann E. Die gegenwärtige Lage der Pädagogik // Zeitschrift für pädagogische Psychologie und experimentelle Pädagogik. 1911. Jg. 12. S. 193—206.
13. Meumann E. Zur Frage der Erziehungsziele // Zeitschrift für pädagogische Psychologie und experimentelle Pädagogik. 1914. Jg. 15. S. 1—9.
14. Münsterberg H. Grundzüge der Psychologie. Bd. 1: Allgemeiner Teil: Die Prinzipien der Psychologie. Leipzig, 1900. 565 S.
15. Nisbet J. How it all began: Educational research 1880—1930 // Scottish Educational Review. 1999. Vol. 31, N. 1. P. 3—9.
16. Stein L. Experimentelle Pädagogik // Deutscher Rundschau. 1896. Jg. 12. S. 240—250.
17. Tenorth H.-E. Geschichte der Erziehung. Einführung in die Grundzüge ihrer neuzeitlichen Entwicklung. 3., völlig überarb. u. erw. Aufl. Weinheim / München, 2000. 387 S.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Вяликова Г. С., Леонова А. В., Плужникова Ю. А. Немецкая экспериментальная педагогика в контексте развития современной педагогической мысли [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 271—284. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/18_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.18.