Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1(25). С. 203—213
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.881.161.1
Васильева Маргарита Ильинична, аспирант
Ивановский государственный университет
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5—6 КЛАССОВ О ПРОЕКТЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
В статье обсуждаются возможности и условия эффективной организации проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе, в том числе на уроках русского языка. Опираясь на результаты анкетирования учащихся, автор приходит к выводу о неэффективном использовании проектно-исследовательской деятельности в 5—6 классах общеобразовательной школы: 80,9% учащихся не знают, что такое проект (из них 4,4% не имеют представления о понятии, а 76,5% имеют неверное представление); в проектно-исследовательскую деятельность вовлечены 19,1% учащихся, что говорит о низком уровне использования данной технологии как в средней, так и в начальной школе; педагоги не оказывают содействия при подготовке ученического проекта. Продуктивная работа над проектом подменяется репродуктивной, термин «проект» употребляется как синоним презентации или доклада. Представляется, что настоящий проект должен обладать субъективной или объективной новизной и выполняться в ситуации субъектного взаимодействия с учителем. Автор статьи рассматривает проектно-исследовательскую деятельность как способ решения учебных задач познавательного характера, как творческую деятельность учащихся, направленную на получение конкретного материального и/или идеального продукта. Трудности работы над проектом на начальном этапе делают значимой роль учителя в создании и поддержании мотивации учащихся. Правильно организованная проектно-исследовательская деятельность способствует развитию у учащихся таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, чувство личной ответственности.
Ключевые слова
Проект, проектно-исследовательская деятельность, учащиеся 5—6 классов, урок русского языка, организация проектно-исследовательской деятельности.
1. Адамантова В. А. Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации познавательной деятельности учащихся на уроке экологии // Интеграция образования. 2009. № 3. С. 77—80.
2. Беднарская Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. 2015. № 4. С. 6—9.
3. Бондаренко М. А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» // Русский язык в школе. 2015. № 9. С. 22—27.
4. Васильева М. И. Изучение темы «Профессионализмы» средствами проектно-исследовательской деятельности // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка : коллективная монография. М. : Спутник +, 2017. С. 171—175.
5. Давыдов В. В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в V—IX классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 15—34.
6. Егупова М. В. Организация проектной деятельности по математике в школе: проблемы и трудности в работе учителя [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 1. С. 226—235. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/25_17_2016.pdf.
7. Заболотнева Л. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы // Вестник научных конференций. 2016. № 5-4. С. 116—118.
8. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. 5-е изд. М. : Просвещение, 2014. 143 с.
9. Левушкина О. Н. Урок-проект «Времена года: настроение» (урок характеристики текстов) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 25—27.
10. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 2014. 160 с.
11. Панарина Н. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных умений и навыков // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : сб. материалов межрегиональной конференции. Рязань : Изд-во РГУ им. С. А. Есенина, 2015. С. 122—126.
12. Подругина И. А., Ильичева, И. В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности. М. : ЗАО «Московские учебники — СиДипресс», 2012. 200 с.
13. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М. : Издат. центр «Академия», 2002. 272 с.
14. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Учебная литература, 2004. 80 с.
15. Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А. С. Пушкина в 9 классе) : дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 207 с.
16. Тимофеева С. В. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 220—222.
17. Чудинова А. Р. Учебный проект «Жанры фиксации и сохранения информации» (VIII класс) // Русский язык в школе. 2016. № 3. С. 31—35.
18. Якушева Н. М. Поисково-исследовательская деятельность в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 34—38.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Васильева М. И. Представления учащихся 5—6 классов о проекте и организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 203—213. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/19_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.19.