Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 285—293
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1
Иванищева Надежда Александровна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВОК В ФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме повышения качества формального образования на основе развития существующих и формирования новых подходов к организации учебного процесса в интересах и с участием работодателей. Гибкость образовательных программ содействует укреплению взаимодействия педагогического университета с рынком труда, усиливает ответственность за результаты обучения и инициативы взаимовыгодного партнерства. Стажировка рассматривается как действенная форма погружения в профессиональную реальность для приобретения студентами навыков практической работы. Реализация практико-ориентированной модели сотрудничества на базовых площадках школ определяет траектории профессионального развития выпускников, их успешную трудовую адаптацию, базовые качества индивида, которые позволяют добиваться высоких результатов в педагогической деятельности.
Ключевые слова
Формальное образование, обучение действием, педагогический университет, базовые площадки школ, сотрудничество, стажировка, сетевое партнерское взаимодействие.
1. Балыхин Г. А., Бердашкевич А. П., Калинин А. В. Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение. М. : Изд. Гос. Думы, 2010. 192 с.
2. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М. : ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.
3. Быкова С. С. Обновление содержания педагогического образования на основе компетентностного подхода // Методология педагогики в контексте современного научного знания : сб. науч. тр. междунар. науч.-теор. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (Москва, 22 сент. 2016 г.) / ред.-сост. А. А. Мамченко. М. : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. С. 222—227.
4. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. Непрерывность, прерывность и инвариант результатов образования // Методология профессионального образования : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. А. М. Новикову / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной (Москва, 1 дек. 2016 г.). М. : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. С. 62—67.
5. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197—1200. URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 15.02.2018).
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html.
7. Иванищева Н. А. Образование и самообразование студента: грани сопряжения в контексте социально-андрагогической парадигмы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 4 (20). С. 268—275. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/27_20_2016.pdf.
8. Иванищева Н. А. Обогащение содержания высшего образования гуманитарными ценностями и смыслами [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 2 (22). С. 276—284. URL: http://vestospu.ru/archive/2017/articles/27_22_2017.pdf.
9. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. Курск : КГУ, 2011. 278 с.
10. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. С. 3—11.
11. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797). М. : Изд-во стандартов, 2001.
12. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf. (дата обращения: 06.02.2018).
13. Мингалеев Г. Ф., Мельничнов В. В. Модернизация системных основ образовательного процесса в техническом университете // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 33—41.
14. Мотовилов О. В. Формирование системы взаимоотношений между вузом и работодателями // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 17—27.
15. Новикова Г. П. Методологические основания непрерывного профессионального образования в контексте научной школы А. М. Новикова // Методология профессионального образования : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. А. М. Новикову / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной (Москва, 1 дек. 2016 г.). М. : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. С. 35—41.
16. Новохатько О. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
17. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. Минтруда и соц. защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556 (дата обращения: 23.01.2018).
18. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, 1—3 апр. 2008 г.) / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.
19. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе. Барнаул : АлтГУ, 2011. 367 с.
20. Сенько Ю. В. Содержание образования: пространство выбора // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 6 (45). С. 54—62.
21. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). Принят Гос. Думой 21.12.2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 12.02.2018).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утв. приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г., № 91 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245782/
23. Харланова Е. М. О соотношении понятий «формальное», «неформальное» и дополнительное образование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 118—123.
24. Чучалин А. И. Проектирование инженерного образования : учеб. пособие. Томск : Изд-во Томск. политех. ун-та, 2014. 176 с.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Иванищева Н. А. Организация стажировок в формальном образовании [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 285—293. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/19_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.19.