Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1(25). С. 214—226

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377/378+[372.881.161.1+372.82]

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, доцент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ЕДИНЫЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ: ИНТОНАЦИОННЫЙ ДИКТАНТ ФРАЗОВО-ПРЕДЛОЖЕНЧЕСКИЙ И ТЕКСТОВЫЙ (ПАРТИТУРНЫЙ)

Аннотация

В статье рассматривается интонационный (правописно-интонационный) диктант как единый для учащихся общей и профессиональной школы вид письменных работ по русскому языку и литературе. Раскрыто его значение и сущность, описаны фактические виды и технология выполнения. Правописно-интонационные диктанты подразделены на две группы — диктанты текстовые (они именованы партитурными) и нетекстовые, среди которых основными являются фразово-предложенческие. Актуализировано несколько технологических вопросов, в том числе: унификации и минимизации условно-графических обозначений компонентов интонации; интонационно-графической схематизации предложений; интонационной партитуры текста контрольного диктанта, т.е. его интонационно-графической разметки как основы выразительного чтения. Для подготовки к интонационным диктантам разработаны упражнения, направленные на формирование умения составлять интонационные схемы предложений и выполнять интонационно-графическую подготовку текста к выразительному чтению.

Ключевые слова

Виды письменных работ, интонационный диктант, выразительное чтение, интонационный принцип синтаксиса и пунктуации, русский язык и литература, учебный предмет в школе, вузовская дисциплина, интонационно-графические знаки и обозначения, интонационно-графическая схема предложения, интонационно-графическая разметка (партитура) текста.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.25.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие для преподавателей и студентов. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2007. 185 с.
2. Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика : в 2 т. М. : Наука, 1980. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. С. 96—120.
3. Бухарин В. И. Пунктуационный разбор и работа над интонацией // Русский язык в школе. 1972. № 3. С. 21—28.
4. Ваганова А. К. Интонационно-стилистическая работа по изучению знаков препинания на уроках словесности // Обучение русскому языку в средней школе: актуальные вопросы теории и практики : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Ю. Меликян. Ростов-на-Дону : Дониздат, 2015. С. 65—72.
5. Власов М. С. Просодические основы процесса расстановки знаков препинания в текстах с синтаксической омонимией (на материале обособленных членов) // Филология и человек. Барнаул : АлтГУ, 2007. № 3. С. 108—114.
6. Выразительное чтение : учеб. пособие для педвузов / С. Т. Никольская, А. В. Майорова, В. В. Осокин ; ред. Н. М. Шанский. Л. : Просвещение : Ленингр. отд-ние, 1990. 205 с.
7. Касаткин Л. Л. Русская интонация: тональные контуры // Проблемы фонетики : сб. статей / отв. ред. Р. Ф. Касаткина ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М. : Наука, 2007. Вып. 5. С. 250—266.
8. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса : метод. разработки. Вып. 1. М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 54 с.
9. Логинова И. М. О «вопросительной» и «восклицательной» интонации в научной и школьной грамматике // Лингвистика и школа-IV. К 90-летию со дня рождения Михаила Викторовича Панова (1920—2001) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (1—3 нояб. 2010 г.) / под ред. Л. Б. Парубченко. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. С. 110—117.
10. Ломизов А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации : пособие для учит. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1986. 96 с.
11. Лузикова Л. Э. Обучение иностранных учащихся интонации как средству реализации речевой интенции (на примере порогового уровня владения русским языком) // Русский язык за рубежом. 2010. № 6. С. 53—58.
12. Лыжова Л. К. Совершенствование устной речи будущих учителей русского языка // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов : тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. / сост. М. Т. Баранов. М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 60—61.
13. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. 2-е изд. М. : Дрофа, 1997. 416 с.
14. Маслова М. В. Изучение интонации вопросительных предложений с опорой на аудирование в V—VI классах основной школы // Русский язык в школе. 2018. № 1. С. 3—8.
15. Муханов И. Л., Кумико Сагава. Прагматические аспекты русской интонации (на материале вторичных употреблений интонационных конструкций) // Русский язык за рубежом. 2013. № 2. С. 57—63.
16. Николаева Т. М. ИК у Е. А. Брызгуновой и проблемы интонационной типологии // Вопросы русского языкознания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. Вып. XI : Аспекты изучения звучащей речи. С. 154—162.
17. Острикова Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка. История, теория и практика диктанта : учеб. пособие. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2016. 176 с.
18. Петрова А. А. Просодия речи при раннем билингвизме // Русский язык за рубежом. 2009. № 6. С. 88—94.
19. Рубер М. М. Интонационные конструкции в русском и французском языках // Русский язык за рубежом. 1989. № 4. С. 78—82.
20. Русский язык: 8 класс : учеб. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М. : Просвещение, 2010. 237 с.
21. Русский язык : 8 класс : учеб. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М. : Дрофа, 2009. 269 с.
22. Сафарян Р. Д. Интонационная вселенная русского дискурса: лингводидактический аспект // Русский язык за рубежом. 2011. № 5. С. 43—47.
23. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 176 с.
24. Стракевич М. М. Работа над выразительным чтением при изучении русского языка. V—VIII классы / ред. А. В. Текучёв. М. : Просвещение, 1964. 119 с.
25. Сундарева Е. А. Работа над интонацией при изучении пунктуационных знаков завершения // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов : тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. / сост. М. Т. Баранов. М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 39—41.
26. Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку : пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1964. 255 с.
27. Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / ред. В. В. Виноградов. М. : АПН РСФСР, 1962. 448 с.
28. Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М. : Русский язык, 1989. 240 с.
29. Черепанова Л. В., Трофимова О. В. Обучение аудированию на уроках русского языка : учеб.-метод. пособие / ред. Л. В. Черепанова. Чита : ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2012. 218 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кудряшова Н. В., Острикова Т. А. Единые для школьников и студентов виды письменных работ по русскому языку и литературе: интонационный диктант фразово-предложенческий и текстовый (партитурный) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 214—226. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.20.