Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3(27). С. 232—243

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Комарова Екатерина Николаевна, аспирант
Ивановский государственный университет

 

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Статья посвящена осмыслению возможностей такого метода развивающего обучения, как «эвристическая беседа», в практике подготовки будущего учителя русского языка. Рассмотрена сущность эвристической беседы как метода обучения, определены ее компоненты, раскрыто значение данного метода в процессе обучения с опорой на концепции авторитетных ученых в отечественной педагогике и методике преподавания русского языка. Эвристическая беседа представляет собой систему вопросов, которые логически связаны между собой. Каждый последующий вопрос вытекает из содержания ответа на предыдущий. Инициатором постановки проблемы могут являться как учитель, так и ученик, а также оба участника учебной деятельности. По мнению автора, эвристическая беседа обладает рядом преимуществ по сравнению с другими познавательными методами обучения русскому языку. Использование эвристической беседы способствует развитию мышления, формированию познавательной самостоятельности и приобретению опыта решения проблемных задач. Опираясь на анкетирование студентов-филологов 3 курса, автор выявляет представления о методе «эвристическая беседа на лингвистическую тему» у будущих учителей русского языка и приходит к выводу о том, что, хотя все студенты считают необходимым применять данный метод на уроках русского языка, только 40% респондентов имеют верное представление о нем.

Ключевые слова

Эвристическая беседа, методика обучения, русский язык, студенты-филологи, эвристическая среда, компоненты эвристической беседы.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.27.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Алмаев Н. А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: Методические вопросы. М. : Ин-т психологии РАН, 2012. 167 с.
3. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод. пособие. М. : Высшая школа, 1981. 240 с.
4. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. Казань : Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
5. Баранов М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 25—31.
6. Брызгалова С. И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1976. 31 с.
7. Вороная Г. Н. Возможности применения метода эвристической беседы для развития логического мышления // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С. 103—110.
8. Дудников А. В. Пути перестройки преподавания родного русского языка в средней школе // Русский язык в школе. 1988. № 4. С. 36—43.
9. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении // Советская педагогика. 1967. № 9. С. 45—52.
10. Король А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. М. : ЦДО «Эйдос» ; Иваново : Издат. центр «Юнона», 2009. 260 с.
11. Кошелева Е. А., Тарасова О. В. Современные подходы к методике обучения математике студентов вузов на основе овладения эвристическими методами // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 2 (65). С. 274—279.
12. Кромер Э. В. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография : учеб. пособие. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. 220 с.
13. Лернер И. Я. Методы обучения // Некоторые проблемы современной дидактики. М. : Просвещение, 1982. 202 с.
14. Мельникова Е. Л., Кузнечевская Л. Н. Технология проблемного диалога на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2016. № 3. С. 3—7.
15. Панферова Н. В. Организация эвристической беседы в начале обучения геометрии // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний : сб. статей. М., 2015. С. 101—103.
16. Плескацевич Н. М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск, 1969. 24 с.
17. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1979. 431 с.
18. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. : Педагогика, 1984. 96 с.
19. Скаткин М. Н. Эвристическая беседа // Педагогическая энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1968. Т. 4.
20. Сотова И. А., Комарова Е. Н. Эвристическая беседа на лингвистическую тему в структуре профессиональной готовности будущего учителя // Научно-методические идеи Н. М. Шанского в контексте современного филологического образования (к 95-летию со дня рождения) : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (2 нояб. 2017 г.) / под общ. ред. О. М. Александровой, И. Н. Добротиной. М. : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2017. С. 150—154.
21. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1980. 414 с.
22. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М. : Просвещение, 1973. 160 с.
23. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
24. Шубинский В. С. Проблемы начального философского образования школьников. М. : Знание, 1984. 80 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Комарова Е. Н. Эвристическая беседа в структуре методической подготовки будущего учителя русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3 (27). С. 232—243. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_27_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.27.20.