Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4(28). С. 280—294
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.2
Воронина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УТОЧНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема проектирования внутренней системы оценки качества школьного образования в целях повышения качества и доступности образования в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. Представлены трудности внедрения ВСОКО в школе, связанные с недостаточным уровнем профессиональной готовности педагогов к такой инновации. Предлагаются новые решения поставленных задач при проектировании внутренней системы оценки качества школьного образования: приведены уточненные направления данной системы, описаны объекты и предметы оценивания согласно новым требованиям, функции субъектов оценивания, указаны возможные варианты используемых стандартизированных диагностик. Уточнено определение термина «внутренняя система оценки качества образования» с позиции требований образовательных стандартов; разработаны новые принципы проектирования данной системы в школе: современность, системность, объективность, эффективность, управляемость.
Ключевые слова
Внутренняя система оценки качества образования, объект, предмет оценки качества образования, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональная готовность педагога.
1. Безусова Т. А. Проектирование школьной системы оценки качества образования // Школьные технологии. 2018. № 2. С. 3—7.
2. ЕСОКО: Единая система оценки качества школьного образования в России. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf (дата обращения 14.08.2018).
3. Захир Ю. С. Региональные системы оценки качества школьного образования: что впереди? // Педагогические измерения. 2016. № 2. С. 75—78.
4. Ильина А. В. Организация мониторинга образовательной системы учреждения как условие обеспечения качества образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 55—60.
5. Киселева Л. А., Куценко-Барскова Л. Б. Внутришкольная система оценки качества образования как условие повышения эффективности управления ОУ // Инновационное образование в развивающемся регионе : сб. статей XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование» : в 2 т. / науч. ред. : О. В. Ковальчук, В. П. Панасюк, А. Е. Марон. СПб. : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2015. С. 62—74.
6. Кисенко В. Н., Терехина Н. Н. Модель внутренней системы оценивания качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017. № 1 (2). С. 79—88.
7. Курцева Е. Г. Инновационные практики оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 1 (31). С. 37—43.
8. Логинова А. А., Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся: 5—7 класс. Мониторинг результатов. Методическое пособие. ФГОС. М. : Просвещение, 2014. 171 с.
9. Логинова А. А., Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся: 1—4 класс. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот для педагога. ФГОС. М. : Просвещение, 2014. 56 с.
10. Марчукова О. Г. Современное состояние и проблемы реализации внутриучрежденческого контроля в образовательной организации // Народное образование. 2015. № 10. С. 56—64.
11. Матвиевская Е. Г. Культура оценочной деятельности педагога как социально-педагогический феномен // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 38—42.
12. Машукова С. В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс совершенствования управления качеством образования гимназии // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017. № 1 (2). С. 59—68.
13. Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Учимся учиться и действовать. 1 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Самара : Дом Федорова, 2017. 80 с.
14. Мишина А. П., Шевцова Н. Г. Система оценки качества образования и ее построение в образовательной организации // Инновации в современной системе образования: подходы и решения. Ульяновск : Зебра, 2016. С. 233—250.
15. Осипова М. Б. К проблеме школьной оценки качества образования [Электронный ресурс] // Научный журнал «Дискурс». 2018. № 1 (15). С. 95—110. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/1-2018/95-110.pdf.
16. Основные результаты международного исследования PISA-2015 / Мин-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf.
17. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”» [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 14.10.2018).
18. Поташник М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой : пособие для руководителей образовательных учреждений. М. : Легион, 2016. 288 с.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 462 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2013 № 28908) [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/page.aspx?1052610 (дата обращения 14.08.2018).
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2014 № 31135) [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/page.aspx?1089974 (дата обращения 14.08.2018).
21. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения 14.08.2018).
22. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения 14.08.2018).
23. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 14.08.2018).
24. Публичный отчет о результатах самообследования в МОБУ СОШ № 35 г. Оренбурга (по состоянию на 31.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://orenschool35.ru.
25. Саитбаева Э. Р. Управление внедрением внутришкольных систем оценки качества образования на региональном уровне [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru/pdf/2017/6/27291.pdf.
26. Слепцова И. С. Формирование школьной системы оценки качества образования // Пути обновления современного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. Д. А. Данилова / Мин-во образования и науки РФ ; РАО ; ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» ; Пед. ин-т ; под общ. ред. : А. И. Голикова [и др.]. Чебоксары : ООО «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2015. С. 222—223.
27. Субетто А. И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 96 с.
28. Усова С. Н. Качество школьного образования: запросы, оценки, возможные пути решения // Инновации в образовании. 2018. № 3. С. 70—79.
29. Ушаков Б. Г. Качество образования и/или образование качества (проблемы методологии, практики и оценки) // Управленческое консультирование. 2008. № 3 (31). С. 149—161.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 14.08.2018).
31. Чечель И. Роль общественности в оценке качества школьного образования // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 8, № 4. С. 98—101.
32. Action Plan for Education 2018 / Rialtas na hÉireann, Government of Ireland [Electronic resource]. URL: https://www.education.ie/en/Publications/Corporate-Reports/Strategy-Statement/action-plan-for-education-2018.pdf.
33. Internal Quality Assurance: Enhancing higher education quality and graduate employability / ed. by Michaela Martin. International Institute for Educational Planning. UNESCO, 2018 [Electronic resource]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0026/002613/261356e.pdf.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Воронина Ю. В. Внутренняя система оценки качества школьного образования: уточнение направлений проектирования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 280—294. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.20.