Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1(25). С. 227—240

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147.227

Куламихина Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
Есмурзаева Жанбота Бауржановна, кандидат филологических наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию педагогических условий развития и оценивания критического мышления бакалавров при обучении иностранному языку в сельскохозяйственном вузе. В ходе исследования разработана содержательная структура и система критериев оценивания критического мышления. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению педагогических условий развития и оценивания критического мышления бакалавров на занятиях по иностранному языку. С использованием технологии Reading Circles, метода сократовской дискуссии, работы над презентацией и написанием творческих работ создается необходимая активная развивающая смыслотворческая среда, оказывающая благотворное мотивирующее воздействие на смыслопорождающую деятельность студентов. Исследование позволяет сделать заключение об эффективности внедрения в учебный процесс образовательных технологий, направленных на развитие критического мышления.

Ключевые слова

Критическое мышление, педагогические условия, активная смыслотворческая среда, критерии оценивания, обучение иностранному языку, образовательный процесс вуза.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.25.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Анисимова А. Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (45). Ч. 3. С. 15—17.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества : избр. тр. / примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М. : Искусство, 1979. 423 с.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
5. Глухова И. В. Приемы и факторы развития навыков критического мышления // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 115—122.
6. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 107—112.
7. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М. : Моск. шк. полит. исследований, 2000. 416 с.
8. Машарова Т. В., Маринина Н. И. Технология критического мышления как эффективное средство развития языковой компетентности будущих менеджеров // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 181—191.
9. Мишланова С. Л., Филиппова А. А., Заседателева М. Г. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 82—88.
10. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Шадринск : Исеть, 1999. 328 с.
11. Новикова И. Ю., Гревцева Г. Я. Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 47—52.
12. Позднякова Г. А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. T. 17, № 1 (4). С. 850—853.
13. Попова Е. А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Образование и педагогические науки. 2013. № 8 (668). С. 167—180.
14. Попова Е. А. Педагогические условия формирования критического мышления у студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Образование и педагогические науки. 2014. № 8 (694). С. 178—186.
15. Ставрук М. А., Данилюк Л. Г. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3. С. 109—113.
16. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М. : МГУ, 1982. С. 129—134.
17. Bloom B., Englehart M., Furst E., Hill W., Krahtwohl D. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. 2nd ed. New York : Addison-Wesley Longman Ltd., 1956. 207 p.
18. Braun N. M. Critical Thinking in the Business Curriculum // Journal of Education for Business. 2004. Vol. 79. P. 232—236.
19. Ennis Robert H. A taxonomy of critical thinking dispositions and abilities // Teaching thinking skills: Theory and practice / J. Baron & R. Sternberg (eds.). New York : W. H. Freeman, 1987. P. 9—26.
20. Facione P. A., Sanchez C. A., Facione N. C., Gainen J. The Disposition toward Critical Thinking // Journal of General Education. 1995. Vol. 44, N. 1. P. 1—25.
21. Halpern D. Teaching Critical Thinking for Transfer across Domains: Dispositions, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring // American Psychologist. 1998. Vol. 53. P. 449—455.
22. McGuinness C. Teaching thinking: Theory and practice // British Journal of Educational Psychology. 2005. Monograph Series II, 3. P. 107—127.
23. Meredith K., Steele J. Classrooms of Wonder and Wisdom: Reading, Writing, and Critical Thinking for the 21st Century. Corwin, 2011. 168 p.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Особенности развития и оценивания критического мышления бакалавров сельскохозяйственного вуза в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 227—240. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.21.