Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4(28). С. 295—3106

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1:371.333

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Соломатова Юлия Дмитриевна, студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

КЛАСТЕР КАК КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассмотрена идея продуктивного многоцелевого использования схемы-кластера в обучении русскому языку и его методике. Авторами представлено определение кластера, раскрыто его значение и структурно-функциональная сущность, охарактеризованы возможности использования кластера в методике обучения русскому языку. Выделены особые признаки-характеристики (функции) схемы-кластера, ведущими из которых являются интерактивность, вариантность, комплексность и доступность. На примере кластеров по пунктуации и методике обучения пунктуации описан когнитивно-дидактический потенциал схемы-кластера. Предложены критерии классификации типов кластеров по русскому языку и его методике. Показано ведущее место информационной графики в системе средств наглядного обучения школьников и студентов.

Ключевые слова

Кластер, схема, дидактическая инфографика, когнитивная визуализация, русский язык, методика преподавания русского языка.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.28.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Асоцкая-Вежба Ю. Новый способ индивидуализации преподавания, основанный на концепции множественных интеллектов и «точек доступа» // Русский язык за рубежом. 2013. № 6. С. 34—37.
2. Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Издательский центр «Академия», 2000. С. 187—226.
3. Блинов Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. Калуга : Институт усовершенствования учителей, 1994. 116 с.
4. Бордовская Н. В. Технология обучения в сотрудничестве // Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М. : КНОРУС, 2016. С. 94—101.
5. Далингер В. А. Когнитивно-визуальная технология обучения — основа успешности ученика в учебном процессе [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-1. С. 53—56. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8298 (дата обращения: 27.08.2018).
6. Дейкина А. Д. Суждения учащихся в диалоге о родном языке как особой культуре // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов : тез. докл. участников межвуз. науч.-практ. конф. / сост. М. Т. Баранов. М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 31—33.
7. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учит. общеобразоват. учрежд. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
8. Захарова Л. В. Использование кластеров на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 212—213. URL: http://e-koncept.ru/2017/770558.htm (дата обращения 05.09.2018).
9. Иллюстрированный словарь иностранных слов: ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / авт.-сост. Е. А. Гришина. М. : АСТ : Астрель, 2008. 319 с.
10. Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5—11 классов // Интерактивный информационно-обучающий сайт для детей и взрослых «Русский на 5». URL: http://russkiy-na-5.ru/sections/theory-5-11 (дата обращения 05.09.2018).
11. Карамышева С. Н. Типы упражнений при работе над стилистикой текста (на материале предложений с обособленными членами) // Текст как лингвистическая категория и проблемы его изучения в школе : межвуз. сб. науч. тр. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. С. 87—93.
12. Катушкина С. В. Использование информативно-графических схем при организации работы учащихся над устным высказыванием // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов : тез. докл. участников межвуз. науч.-практ. конф. / сост. М. Т. Баранов. М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 16—18.
13. Кикель П. В., Сороко Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. 2-е изд. Минск : БГПУ, 2008. 266 с.
14. Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления // Научный диалог. 2013. № 9 (21): Психология. Педагогика. С. 92—99.
15. Костяева Н. А., Кузнецова Е. В. Кластер как ассоциативный метод обучения детей. Практикум // Технология. Все для учителя! 2015. № 9 (33). С. 14—23.
16. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. : ЭКСМО, 2010. 944 с.
17. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник ХГУ. 2017. № 21. С. 134—137.
18. Кудряшова Н. В. Дидактическая наглядность в школе и вузе: табличная инфографика по теории пунктуации и методике обучения пунктуации [Электронный ресурс] // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 15—22. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/12772/view (дата обращения 05.09.2018).
19. Кудряшова Н. В. Лингвометодическая копилка как основа разноуровневого обучения школьников русскому языку // Русский язык в школе. 2013. № 9. С. 8—14.
20. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М. : Просвещение, 1988. 240 с.
21. Острикова Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М. : Вербум-М, 2008. 222 с.
22. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. 5-е изд. М. : Просвещение, 2018. 207 с.
23. Серикова И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.
24. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81—85.
25. Чумбалова Г. М. Опыт использования интерактивных методов на занятиях русского языка (поиск соответствий, кластер, инсерт) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2014. № 1. С. 385—387.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Кластер как когнитивно-визуальное интерактивное средство наглядности и возможности его использования в методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 295—310. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.21.