Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1(25). С. 241—254

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Соян Надежда Тюльпановна, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

СЛОВАРНЫЕ МИНИМУМЫ И ДИКТАНТЫ В СИСТЕМЕ ДИАГНОСТИКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ, ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы видов и содержания словарных диктантов для начальной школы, приведены их практические примеры. Актуализирована проблема отсутствия поклассных словарно- орфографических минимумов (перечней словарных слов) и единых требований к объему проверочных и контрольных словарных диктантов. Представлены содержание и результаты диктантов, проведенных в 4-х классах общеобразовательных школ г. Кызыла; у учащихся классов с тувинским языком обучения выявлен недостаточный уровень умения писать словарные слова, установлены типичные ошибки и их причины. Автором предложен примерный объем словарных диктантов для 4-го класса, описана их технология. Представлены образцы словарно-семантических диктантов с тематической группировкой записываемых слов. Лексико-орфографический минимум дополнен компьютерной и национально-региональной лексикой, а также словами, имеющими буквы и звуки, отсутствующие в исконных словах тувинского языка.

Ключевые слова

Словарная работа, словарные слова, орфографические умения и ошибки, методика и технология диктанта, словарный диктант, лексика, поклассный словарно-орфографический минимум, графико-орфографический компонент, национально-региональный компонент, объем словарного диктанта, 4-й класс, русский и тувинский языки обучения.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.25.22

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Амосова И. Ю. Как запомнить словарные слова // Начальная школа. 2014. № 5. С. 69—70.
2. Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. М. : Академия, 2010. 448 с.
3. Архипова Е. В. Обогащение речи младших школьников именами существительными нравственной тематики : дис. … канд. пед. наук. М., 1990. 167 с.
4. Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие / под ред. Р. Б. Сабаткоева. М. : Академия, 2008. 336 с.
5. Базыр Г. С. Русский язык : учебник для второго класса тувинских школ. Красноярск : Офсет, 2012. 200 с.
6. Баранов М. Т. Методика русского языка в средней школе : учебник для студ. пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература». 3-е изд., переработ. М. : Просвещение, 1980. 414 с.
7. Безкоровайная Е. В., Берестева Е. В., Вакуленко Н. Л., Марченко И. С. Весь курс начальной школы в схемах и таблицах: 1—4 кл. 2-е изд., испр. и доп. М. : Эксмо, 2017. 416 с.
8. Беляева Е. Н. Работа над усвоением тематических групп лексики — средство обогащения словаря младших школьников // Начальная школа. 2014. № 9. С. 20—24.
9. Богуславская Н. Е., Капинос В. И., Купалова А. Ю., Купина Н. А., Ладыженская Т. А., Скорнякова М. Ф., Тамбовкина Т. И. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. испр. и доп. М. : Просвещение, 1991. 240 с.
10. Гринберг И. Г., Никифорова Т. Ю., Панкова С. В. Диктанты по русскому языку: 4 кл. ФГОС. М. : Экзамен, 2017. 79 с.
11. Грушников П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 7—24.
12. Грушников П. А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 97—118.
13. Дьячкова Л. В. Орфографический словарик. Русский язык. 1—4 кл. ФГОС. М. : Экзамен, 2018. 79 с.
14. Журжина Ш. В. Словарная работа в связи с изучением темы «Глагол» в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 79—97.
15. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобр. организаций. 9-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с.
16. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 143 с.
17. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 159 с.; Ч. 2. 159 с.
18. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 159 с.; Ч. 2. 159 с.
19. Кирилина Г. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов // Начальная школа. 2016. № 5. С. 41—45.
20. Кисарова Т. Ю. Система работы над словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. 2013. № 10. С. 24—25.
21. Козлова В. П. Некоторые вопросы словарно-орфографической работы в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 118—134.
22. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. 464 с.
23. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пос. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обуч.». 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1987. 415 с.
24. Никитина Н. К. Работа над словом при изучении имен существительных и имен прилагательных // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 48—79.
25. Новикова Ю. В. Работа над словом в период обучения грамоте в связи с особенностями детской речи и лексикой букваря // Работа над словом на уроках русского языка : сб. ст. М. : Просвещение, 1973. С. 24—38.
26. Острикова Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка : История, теория и практика диктанта : учеб. пособие. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2016. 176 с.
27. Полякова А. В. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобр. организаций. 6-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с.
28. Полякова А. В. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2-х ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 143 с.
29. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2-х ч. 5-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 127 с.
30. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2-х ч. 3-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 127 с.
31. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [одобр. решением федерального учебно-метод. объединения по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf.
32. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1 класс : учеб. 17-е изд., стер. М. : Дрофа, 2016. 95 с.
33. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс : учеб. : в 2 ч. 17-е изд., стер. М. : Дрофа, 2016. Ч. 1. 126 с.; Ч. 2. 96 с.
34. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс : учеб. : в 2 ч. 21-е изд., стер. М. : Дрофа, 2016. Ч. 1. 158 с.; Ч. 2. 141 с.
35. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс : учеб. : в 2 ч. 21-е изд., стер. М. : Дрофа, 2016. Ч. 1. 158 с.; Ч. 2. 158 с.
36. Рязанова Н. Г. Изучение словарных слов блоками // Начальная школа. 2013. № 10. С. 18—23.
37. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобр. учреждений с родным (тувинским) языком обучения : в 2 ч. Красноярск : Офсет, 2014. Ч. 1. 175 с. ; Ч. 2. 198 с.
38. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. учреждений с родным (тувинским) языком обучения : в 2 ч. Ч. 1. Красноярск : Офсет, 2011. 159 с.
39. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. учреждений с родным (тувинским) языком обучения : в 2 ч. Ч. 2. Красноярск : Офсет, 2012. 176 с.
40. Сычева Г. Н. Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку : 4 кл. : учеб. пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 60 с.
41. Тувинские народные сказки : сб. / сост. М. А. Хадаханэ. М. : Детская литература, 1988. 112 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373; в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357]. URL: http://base.garant.ru/197127/
43. Яковлева Т. В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой // Начальная школа. 2016. № 7. С. 52—55.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Соян Н. Т. Словарные минимумы и диктанты в системе диагностики орфографической, лексической и графической подготовки по русскому языку в четвертом классе тувинской общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 241—254. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/22_25_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.25.22.