Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3(27). С. 259—273

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Соян Надежда Тюльпановна, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ПРОБЛЕМА ОПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ ТРУДНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ДЛЯ 4 КЛАССА С ТУВИНСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ (ТЕХНОЛОГИЯ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ АУДИРУЕМОГО ТЕКСТА, АДАПТИРОВАННАЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Аннотация

В статье рассмотрена проблема диагностики орфографической грамотности учащихся 4 класса с тувинским языком обучения. В целях оптимального выбора исходного материала и предупреждения типичных ошибок письменной речи представлена концепция описания учебной трудности контрольного диктанта по комплексу параметров, отраженных в паспорт-карте диктанта. На базе технологии методической паспортизации диктанта, описанной в исследованиях по методике преподавания русского языка в 5—11 классах, автором разработана аналогичная технология, адаптированная для начальной школы и существенно обновленная с учетом уровня языковой подготовки учащихся-тувинцев. В целях теоретико-практического обоснования структуры и содержания паспорт-карты диктанта для 4-го класса с тувинским языком обучения выполнен комплекс исследовательских работ: 1. Основные виды орфограмм, выявленные путем анализа нормативных документов и учебников по русскому языку для начальной школы, подразделены на два типа — буквенные и небуквенные; актуализирована проблема разработки минимального перечня орфограмм, единого для классов с русским и тувинским языками обучения. 2. С целью выявления типичных для учащихся-тувинцев орфографических и интерференционных ошибок, описок и недочетов в 4-х классах школ г. Кызыла проведен итоговый диктант, детально изучены и описаны его результаты. 3. В диктанте, данном в образцах ВПР по русскому языку, определен уровень орфографической насыщенности текста, выявлены частотные орфограммы. 4. Изучены и по-новому осмыслены технологии лингвометодической паспортизации текста; проанализирован орфографический блок паспорт-карты диктанта для средней школы и адаптированно изменен для тувинских классов с учетом проблем языковой подготовки, обусловленных специфическими особенностями русского и тувинского языков. Для предупреждения частотных грамматико-орфографических, морфемно-орфографических и графико-каллиграфических ошибок и описок интерференционного характера, обусловленных звуко-буквенной спецификой тувинского языка, в паспорт-карту диктанта для 4-го класса введен дополнительный блок — интерференционный.

Ключевые слова

Русский язык, тувинский язык, контрольный диктант, всероссийская проверочная работа, орфографическая грамотность, учебная трудность текста диктанта, типы/виды и перечень орфограмм, ошибки и недочеты интерференционного характера, лингвометодическая паспортизация аудируемого текста, паспорт-карта диктанта.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.27.22

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие / под ред. Р. Б. Сабаткоева. М. : Академия, 2008. 336 с.
2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1987. 160 с.
3. Баранов М. Т. Оценка орфографической грамотности письменных работ учащихся // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку : сб. ст. / сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М. : Просвещение, 1978. С. 39—48.
4. Баранов М. Т. Работа над орфографическими ошибками в 5—8 классах / ред. Г. П. Фирсов. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 48 с.
5. Бартан Ф. М. Особенности графики русского и тувинского языков и трудности обучения чтению учащихся 1 класса тувинской школы // Вестник Тувинского государственного университета. 2010. № 4. С. 45—48.
6. Булохов В. Я. Сто разновидностей диктанта. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1994. 72 с.
7. Волкова Е. В., Гринберг И. Г., Никифирова Т. Ю., Ожогина Н. И., Панкова С. В., Птухина А. В., Тарасова А. В. Русский язык : Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: 25 вариантов : типовые задания. ФГОС. М. : Экзамен, 2018. 178 с.
8. Ефимова Н. Ф. Работа над усвоением правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением // Обучение орфографии в восьмилетней школе : сб. ст. / ред.-сост. М. М. Разумовская. М. : Просвещение, 1974. С. 78—107.
9. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобр. организаций. 9-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с.
10. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 143 с.
11. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 159 с.; Ч. 2. 159 с.
12. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 159 с.; Ч. 2. 159 с.
13. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15]. URL: http://school67.tgl.ru/sp/pic/File/2013/10_2013/doc34.pdf (дата обращения 30.06.2018).
14. Короленко А. Ю. Методический паспорт текста как инструмент прогнозирования орфографической трудности диктанта в основной школе : дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2010. 235 с.
15. Крылова З. П. Система оценок по русскому языку // Русский язык в школе. 1996. № 2. С. 110.
16. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. : Академия, 2012. 464 с.
17. Острикова Т. А. Паспортизация контрольного диктанта: рабочая тетрадь № 2 : учеб. пособие для студентов-словесников. Абакан : ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. 24 с.
18. Панькин В. М., Филиппов А. В. Языковые контакты: краткий словарь. М. : Флинта : Наука, 2011. 160 с.
19. Полякова А. В. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобр. организаций. 6-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с.
20. Полякова А. В. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с. ; Ч. 2. 143 с.
21. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 5-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с. ; Ч. 2. 127 с.
22. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. 3-е изд. М. : Просвещение, 2017. Ч. 1. 143 с.; Ч. 2. 127 с.
23. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [одобр. решением федерал. учебно-метод. объединения по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения 30.06.2018).
24. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М. : Просвещение, 1992. 190 с.
25. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 304 с.
26. Соян Н. Т. Об объеме итоговых диктантов в 4-м классе тувинской общеобразовательной школы // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. № 21. С. 141—146.
27. Соян Н. Т. Словарные минимумы и диктанты в системе диагностики орфографической, лексической и графической подготовки по русскому языку в четвертом классе тувинской общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 241—254. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/22_25_2018.pdf.
28. Ушаков М. В. Изучение слов, не проверяемых правилами, в V—VIII классах. М. : Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещ. РСФСР, 1960. 68 с.
29. Ушинский К. Д. Родное слово : кн. для детей и родителей. М. : Лествица, 2000. 494 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утв. приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009; в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241 и 22.09.2011 № 2357]. URL: http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 30.06. 2018).

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Соян Н. Т. Проблема описания учебной трудности контрольного диктанта для 4 класса с тувинским языком обучения (технология лингвометодической паспортизации аудируемого текста, адаптированная для начальной школы) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3 (27). С. 259—273. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/22_27_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.27.22.