Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 121—135

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(47)“17/19”:37(091)

Ершов Михаил Федорович, кандидат исторических наук, доцент
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАУРАЛЬЯ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА)

Аннотация

Цель статьи заключается в рассмотрении эволюции системы школьного образования Зауралья с помощью методов функционалистики. С конца XVIII по начало XX века решение проблем отечественного просвещения отставало от запросов общества. Особенно тяжелым было положение в провинции. Расширение школьной сети здесь соседствовало с постоянным дефицитом образовательных учреждений и лишь в незначительной мере сопровождалось ростом людности учащихся в местных школах. Разовые мероприятия по преодолению изоляции учительства не решали большинства его проблем. Дополнительные трудности педагогам создавал растущий рынок. Сделан вывод, что непоследовательность реформирования образования и противоречивые социокультурные тенденции в России привели к дисбалансу между структурирующей, обеспечивающей и сигнальной подсистемами.

Ключевые слова

Дореволюционное образование, Зауралье, провинция, структура, учительство, функционалистика, школа.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.26.8

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91—104.
2. Архангельская Л. В. Женское образование в городах Среднего Урала во второй половине XIX — начале XX века (на примере Ирбитской Мариинской гимназии) // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2014. № 3 (26). С. 123—131.
3. Беспалов В. Е., Сальников Л. В. Введение в функционалистику. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. 148 с.
4. Бунаков Н. Ф. Записки. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. СПб. : Общественная польза, 1909. 364 с.
5. Валитов А. А., Еремеева О. И., Сулимов В. С. Церковно-приходские школы Тобольской епархии в конце XIX — начале XX в. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1—2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19909.
6. Валитов А. А., Томилов И. С., Федотова Д. Ю. Влияние модернизационных процессов на трансформацию образовательной инфраструктуры поселений Северо-Западной Сибири позднеимперского периода // Alma mater — Вестник высшей школы. 2015. № 12. С. 93—96.
7. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 457. Оп. 1. Д. 162.
8. ГАСО. Ф. 457. Оп. 2. Д. 13.
9. ГАСО. Ф. 457. Оп. 2. Д. 15.
10. ГАСО. Ф. 457. Оп.1. Д. 157.
11. Государственный архив Шадринска (ГАШ). Ф. 474. Оп. 1. Д. 70.
12. ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 123.
13. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм. М. : Праксис, 2002. С. 146—200.
14. Егоров Б. Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века // Из истории русской культуры. М. : Языки русской культуры, 2000. Т. 5 (XIX век). С. 13—389.
15. Егорова М. В. Историография постсоветского периода о становлении системы среднего образования в дореволюционной России // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. № 1. С. 68—77.
16. Ершов М. Ф. Социально-психологические портреты учителей Зауралья второй половины XIX — начала XX в. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 3. С. 3—8.
17. Законотворчество думских фракций. 1906—1917 гг.: Документы и материалы. М. : Российская политическая энциклопедия, 2006. 768 с.
18. Иконников В. Пятидесятилетие Ирбитского уездного училища (1820—1870). Историческая записка. Тюмень : Тип. К. Н. Высоцкого, 1871. 292, viii, 11 с.
19. Копосов Н. Е. Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2005. 248 с.
20. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: Социальные и культурные аспекты. М. : РОССПЭН, 2008. 448 с.
21. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М. : Мысль, 1981. 285 с.
22. Любичанковский С. В. Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907—1917 гг.). Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2005. 402 с.
23. Малышева П. М. Из истории формирования педагогических кадров гражданских школ Западной Сибири // Города Сибири. (Эпоха феодализма и капитализма). Новосибирск : Наука, 1978. С. 189—211.
24. Маляревский Г. Я. Живая вода знания. Очерки. Статьи. Заметки. Тюмень : Истина, 2012. 200 с.
25. Маткин А. А. Педагогические курсы как этап становления системы педагогического образования в Пермской губернии в 1865—1917 гг. // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 4—7.
26. Михащенко А. Л. Общеобразовательная школа Южного Зауралья (досоветский период). Курган : Изд-во Курган. гос. пед. ин-та, 1993. 110 с.
27. Мозель Х. Пермская губерния : в 2 ч. Ч. 2. СПб. : Тип. Ф. Персона, 1864. 808 с. (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба).
28. Назаретян А. П. Заметки о человеческой истории и соловьях палеолита // Историческая психология и социология истории. 2010. Т. 3, № 1. С. 119—139.
29. Невоструев Н. А. Образование и развитие элементов российского гражданского общества на Урале во второй половине XIX — начале XX века : дис. … д-ра ист. наук. Пермь, 2006. 447 с.
30. Немирова О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. Курганская школа в XIX — начале XX века. Курган : [Б. и.], 1993. 137 с.
31. Обзор Пермской губернии за 1870. Прил. ко всепод. отчету за 1870 г. [Пермь, 1870]. [129] с. рукопис. текста, табл.
32. Обзор Пермской губернии за 1880 г. Прил. ко всепод. отчету за 1880 г. [Пермь, 1880]. [110] с. рукопис. текста, табл.
33. Обзор Пермской губернии за 1890 г. Прил. ко всепод. отчету за 1890 г. [Пермь, 1890]. [69] с. рукопис. текста, табл.
34. Обзор Пермской губернии за 1900. Пермь : Типо-лит. губ. правления, 1901. II, 133 с. табл.
35. Обзор Пермской губернии за 1910. Пермь : Типо-лит. губ. правления, 1911. II, 130, 54 с.
36. Обзор Пермской губернии за 1915. Пермь : Типо-лит. губ. правления, 1916. II, 133, 54 с.
37. Обзор Тобольской губернии, 1870. Прил. ко всепод. отчету за 1870 г. [Тобольск, 1870]. [204] с. рукопис. текста, табл.
38. Обзор Тобольской губернии, 1876. Прил. ко всепод. отчету за 1876. [Тобольск, 1876]. [127] с. рукопис. текста, табл.
39. Обзор Тобольской губернии, 1881. Прил. ко всепод. отчету за 1881. [Тобольск, 1881]. [141] с. рукопис. текста, табл. 8 ведомостей.
40. Обзор Тобольской губернии, 1890. Прил. ко всепод. отчету за 1890 г. [Тобольск, 1891]. [182] с. рукопис. текста, табл.
41. Обзор Тобольской губернии, 1900. Прил. ко всепод. отчету за 1900 г. [Тобольск, 1901]. [27, 29] с. рукопис. текста, табл.
42. Обзор Тобольской губернии, 1910. Прил. ко всепод. отчету за 1910 г. [Тобольск, 1911]. [3, 40, 75] с. рукопис. текста, табл.
43. Обзор Тобольской губернии, 1914. Прил. ко всепод. отчету за 1914 г. [Тобольск, 1916]. [3, 40, 79] с. рукопис. текста, табл.
44. Отчет по краткосрочным педагогическим курсам в гор. Кургане Тобольской губернии с 1-го по 28 июня 1913 года. Тобольск : Тип. епархиального братства, 1914. 91 с.
45. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год. Томск : Паровая типо-литография П. И. Меркушина, 1900. 236, XI с.
46. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Томск : Печатня С. П. Яковлева, 1909. 397, X с.
47. Попов В. Е. Шадринское уездное училище (1812—1881). Екатеринбург : Тип. П. Н. Алексеева, В. П. Галина и К, 1898. 98 с.
48. Ректоры Томского университета: Биографический словарь (1883—2003) / С. Ф. Фоминых, С. А. Некрылов, К. В. Петров, А. В. Литвинов, К. В. Зленко. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2003. 188 с.
49. Сафронова А. М. К истории народных училищ Урала второй половины XVIII в. // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1975. Сб. 13. С. 26—38.
50. Сироткин С. Вопрос о всеобщем обучении в Пермской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. 1904. Ч. CCCLIV. Отд. неоф. С. 101—108.
51. Слудковская И. А. Развитие народной школы на Урале в XIX в. Пермь, 1976. 83 с.
52. Сысоева Е. К. Школа в городе // Очерки русской культуры. Конец XIX — начало XX века. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. Т. 1. Общественно-культурная среда. С. 78—156.
53. Толстых Н. Ю. Возникновение церковных школ для крестьян в Тобольской епархии // Коркина слобода: Краевед. альманах. Ишим, 2006. Вып. 8. С. 12—24.
54. Удинцев С. А. Очерк развития народного образования в Ирбитском уезде Пермской губернии. Ирбит : Тип. наслед. Е. С. Харитоновой, 1892. 130, viii с.
55. Учитель N. Педагогические курсы в Камышловском уезде // Камышловец. 1915. № 20.
56. Фирсов Н. Открытие народных училищ в Пермской губернии // Пермский сборник. М., 1859. Кн. 1. Отд. 1. С. 143—184.
57. Чуркина Н. И. Становление системы повышения квалификации учителей Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 295—305.
58. Шишонко В. Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия учебных заведений. Екатеринбург : Типолитография и переплетная А. П. Мерной и Е. К. Краевой, 1879. 400 с.
59. Шубкин Н. Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии (Из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911—1915 годы). СПб. : Изд-во Русского Христианского гум. ин-та, 1998. 672 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Ершов М. Ф. Историческая динамика школьного образования в российской провинции (по материалам Зауралья конца XVIII — начала XX века) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26). С. 121—135. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/8_26_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.26.8.