Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2(30). С. 237—247

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Целью публикации является обоснование развития инновационности обучающихся — будущих педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки. Акцентировано внимание на развитии инновационности как одном из основополагающих и востребованных качеств в формировании творческой ориентации будущих педагогов дошкольного образования, которое в современных условиях приобретает все более вариативный характер. Подчеркивается роль преподавателя в развитии инновационности обучающихся. Определены принципы, учет которых обеспечивает изменение способов освоения обучающимися содержательных аспектов профессионального обучения и придает ему инновационную направленность. Отмечается значение инновационного обучения на различных этапах образовательной деятельности. На примере учебной дисциплины «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста» показаны некоторые методы и приемы, оказывающие влияние на развитие инновационности будущего педагога дошкольного образования. Сделан вывод, что развитие его инновационности соответствует актуальным направлениям профессиональной подготовки в решении задач формирования компетентной личности, проявляющей высокую степень активности, самостоятельности и ответственности за собственное обучение и самопознание.

Ключевые слова

Профессиональная подготовка, педагог дошкольного образования, инновационность, инновационное обучение, развитие инновационности.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.30.15

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абдалина Л. В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9, № 3-2. С. 131—133.
2. Аксенова Е. И. Кадровое обеспечение национальной инновационной образовательной системы России // Труд и социальные отношения. 2016. № 6. С. 79—89.
3. Бичева И. Б., Булгачева А. В., Трутанова А. В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе // Инновационные технологии управления : сб. статей по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. / Нижегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139—141.
4. Бичева И. Б., Китов А. Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf.
5. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 2 (23). DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3.
6. Бичева И. Б., Филатова О. М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5.
7. Бичева И. Б., Хижная А. В., Емелина А. В., Баскакова Н. В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (8). С. 35—41.
8. Бичева И. Б., Хижная А. В., Сундеева М. О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32—35. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/03/180501.pdf.
9. Богоудинова Р. З. Самореализация студентов в инновационной образовательной среде // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 12. С. 215—217.
10. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Инновационный тип обучения и некоторые особенности его осуществления // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 144—145.
11. Губайдуллина Г. Г., Неверов А. Н. Инновационность как системное качество личности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т, 2013. С. 121—123.
12. Дегтярева Е. А., Ветров Ю. П. Модель подготовки преподавателя высшей школы к функционированию в инновационном образовательном пространстве вуза // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 2 (32). С. 28—31.
13. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
14. Казначеева С. Н., Перова Т. В. Проблемы формирования самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/321.
15. Кларин М. В. Инновационное образование: дидактический анализ // Педагогика. 2014. № 6. С. 32—39.
16. Кларин М. В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 54—62.
17. Клименко Т. К. Инновационное образование как фактор формирования личности будущего учителя // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 138—147.
18. Кузьмина Н. В., Шмелева Е. А. Развитие акмеинновационного потенциала будущего учителя в профессионально-образовательной среде вуза // Акмеология. 2013. № 1. С. 16—21.
19. Кукуев Е. А. Инновационность и ригидность педагогов в современном образовании // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2013. № 5 (11). С. 78—83.
20. Кучергина О. В. Формирование инновационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 138—144.
21. Михайлова О. Б., Полякова Д. П. Деятельностная активность как основа развития инновационности личности // Человеческий капитал. 2017. № 4 (100). С. 43—47.
22. Новиков А. М. Профессиональное образование: устремление в будущее // Проблемы современного образования. 2012. № 3. С. 5—10.
23. Пац М. В. О научности образования и инновационности выпускника вуза в перспективе информационного общества // Профессиональное образование: модернизационные аспекты : коллективная монография / отв. ред. О. П. Чигишева. Ростов-на-Дону, 2016. С. 112—144.
24. Пац М. В., Медведев В. А. Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования // Дискуссия. 2014. № 5 (46). С. 116—122.
25. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://cnb.uran.ru/userfiles/2227r.pdf.
26. Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4—28.
27. Федак Е. И., Ценцеря С. В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования — образование в мире. 2011. № 1 (41). С. 150—156.
28. Хуторской А. В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации // Вестник Института образования человека. 2012. № 1.
29. Царева О. С., Бичева И. Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации : сб. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина, 2015. С. 176—179.
30. Шевченко В. Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). С. 37—51.
31. Шмелева Е. А., Кисляков П. А. Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов: от национальной стратегии к практике формирования в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 12. С. 43—47.
32. Bogorodskaya O. V., Golubeva O. V., Gruzdeva M. L., Tolsteneva A. A., Smirnova Z. V. Experience of approbation and introduction of the model of management of students’ Independent work in the university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. P. 387—397. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_50.
33. Kochetova E. V., Gutsu E. G., Demeneva N. N., Mayasova T. V., Fedoseeva O. I. Psychological mechanisms of professional formation of individualization of future teachers during their researches in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9, N. 2s. P. 1484—1493. DOI: 10.4314/jfas.v9i2s.855.
34. Markova S. M., Svadbina T. V., Sedykh E. P., Tsyplakova S. A., Nemova O. A. Methodological basis of vocational pedagogical education // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 769—777.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б. Развитие инновационности будущего педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 237—247. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/15_30_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.30.15.