Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 220—231
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94(470.23-25)“1914/1918”:377
Семенова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
ОХТИНСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
Охтинское 8-классное мужское коммерческое училище было учреждено в 1908 г. Охтинским обществом образования и воспитания и в течение 10 лет давало среднее образование жителям большого района Санкт-Петербурга. Первая мировая война пришлась на период становления и последние годы существования коммерческого училища.
В ходе исследования установлены основные направления деятельности Охтинского коммерческого училища в 1914—1918 гг. Выявлены виды социальных практик, вызванных войной, в которых активное участие принимали члены педагогического и родительского комитетов училища, учащиеся. Характерным явлением для училища в годы Первой мировой войны была работа учащихся старших классов на военных предприятиях и железнодорожном строительстве. Полученные в ходе исследования данные позволяют дополнить имеющиеся сведения по истории коммерческих училищ начала ХХ века.
Ключевые слова
Среднее образование, профессиональное образование, коммерческое образование, коммерческое училище, педагогический комитет, Первая мировая война.
1. Дубровская Т. А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России : XIX — начало XX века : автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2004. 54 с.
2. Калинина Н. Н. Становление и развитие коммерческого образования в России XVIII — начала XX века : дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 163 с.
3. Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, его значение, задачи, методы и организация в России и за границей. Статьи. Доклады. Речи. 1902—1911. СПб., 1911. 318 с.
4. Коммерческое образование. Журнал Русского Счетоводного Общества взаимной помощи. СПб., 1912—1914.
5. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971. 278 с.
6. Лисицын С. А., Лихой А. И., Семенова Л. Н. Школа, устремленная в будущее. Страницы истории образования в Ленинградской области. СПб. : Лики России, 2015. 240 с.
7. Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Курск, 2001. 24 с.
8. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX века : сб. документов / Архивное управление Санкт-Петербурга и Ленинградской области ; Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) ; отв. сост., авт. ист. очерка Н. Ф. Никольцева. СПб. : Лики России, 2000. 360 с.
9. Об изменении Положения о коммерческих учебных заведениях и об установлениях для внешкольного распространения знаний ведомства Министерства торговли и промышленности и Расписания должностей в коммерческих учебных заведениях / Мин-во Торговли и промышленности, Учебный отдел. СПб., 1917. 86 с.
10. Образовательные задачи коммерческих училищ Министерства торговли и промышленности. СПб. : Тип. Л. Я. Ганзбурга, 1912. 16 с.
11. Парникель Б. М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1954. 15 с.
12. Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. по официальным данным З. П. Евзлин. СПб., 1905. 145 с.
13. Пятина Ю. С. Учебные заведения Царского Села в пореформенный период: 1864 — февраль 1917 г. : автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2011. 33 с.
14. Разманова Н. А. Из истории коммерческих училищ Москвы // Вестник Финансовой академии. 1998. № 4. С. 34—41.
15. Разманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX — 20-е гг. ХХ века). М. : Изд-во МСХА, 2002. 332 с.
16. Разманова Н. А. Учреждение в Российской империи Министерства финансов и создание системы коммерческих училищ // Вестник Финансовой академии. 2002. № 3-4. С. 76—86.
17. Семенова Л. Н. «Непосредственное заведывание… вверяется директору». Деятельность директора коммерческого училища (по материалам личных дел директоров 8-классного мужского Охтинского коммерческого училища) // Столица и провинции: проблемы взаимоотношений центра и регионов в истории России : материалы Всерос. с междунар. участием конф. 19 февр. 2019 г. СПб., 2019. С. 161—165.
18. Семенова Л. Н. Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтинского коммерческого училища // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 125—137.
19. Семенова Л. Н. Участие педагогов и семьи в материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса в начале ХХ века (на примере Охтинского коммерческого училища) // История повседневности. 2018. № 1 (6). С. 96—104.
20. Стрельцов А. А. История средних коммерческих учебных заведений Российской империи XIX — начала XX века и социально-профессиональное становление их выпускников // Приволжский научный вестник. 2017. № 3 (67). С. 62—66.
21. Терещенко Д. А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX — начале XX века в условиях складывания рыночной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2016. Т. 29, № 1 (172). С. 108—114.
22. Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века в условиях рыночных преобразований [Электронный ресурс] // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-004.pdf.
23. Фомичев И. В. Подготовка коммерсантов в средних общеобразовательных школах царской России // Теория науки. 2013. № 3. С. 32—36.
24. Хроника коммерческого образования // Коммерческое образование. 1908. № 2. С. 119—125.
25. Хуциева В. В. История Санкт-Петербургского коммерческого училища: Роль в становлении российского коммерсанта (1772—1920-е гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2003. 25 с.
26. Хуциева В. В. Перспективы и судьбы учреждений системы российского коммерческого образования в 1917 — начале 1920-х гг. (на примере Петербургского коммерческого училища ведомства учреждений императрицы Марии) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18, № 6. С. 37—48.
27. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 106. Оп. 1. Д. 11.
28. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 13.
29. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 21.
30. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 31.
31. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 50.
32. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 54.
33. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 56.
34. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 59.
35. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 61.
36. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 64.
37. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 73.
38. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 74.
39. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 95.
40. Цимринг Я. С., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования России. Ч. 1. СПб. : Музей истории проф. образования ; Фонд развития и поддержки проф. образования, 1996. 176 с.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Семенова Л. Н. Охтинское коммерческое училище в годы Первой мировой войны [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 220—231. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/15_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.15.