Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2(30). С. 248—262

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

Морозова Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева

 

ПРЕДМЕТНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения структуры и содержания предметной виртуальной среды языковых дисциплин авиационных вузов. Проанализирована практическая реализация концепции организации дистанционного образования через создание предметных виртуальных сред по языковым дисциплинам. Представлены результаты научно-исследовательской работы кафедры иностранных языков Ульяновского института гражданской авиации (УИГА) по созданию предметных виртуальных сред («Английский язык» / «Авиационный английский язык» / «Фразеология радиообмена на английском языке») на платформе Moodle, сформулированы рекомендации по использованию личностно ориентированного, системного, деятельностного, компетентностного и контекстного подходов в качестве методологической основы создания предметной виртуальной образовательной среды, которая базируется на интерактивных профессионально ориентированных обучающих программах с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Ключевые слова

Авиационный вуз, предметная виртуальная среда, дистанционное образование, индивидуальные особенности, репрезентативная система.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.30.16

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Агеева Н. А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59970.
2. Беленкова И. В. Создание информационной образовательной среды средствами Google-сервисов [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2017. № 2. URL: http://nip.esrae.ru/pdf/2017/2/110.pdf.
3. Гермашева Т. М. Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2, Филология и искусствоведение. 2014. № 2. С. 36—40.
4. Григорьева А. Л., Григорьев Я. Ю., Максимов С. Б., Трещев И. А. Разработка информационной системы университета. Создание единого информационного пространства [Электронный ресурс] // Мир науки. Научный интернет-журнал. 2014. Вып. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PMN214.pdf.
5. Денишова Д. А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 8—16.
6. Добровольская И. А. Понятие «информационное пространство»: различные подходы к его изучению и особенности [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2014. № 4. С. 140—147. URL: http://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/4378/3832.
7. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2—10.
8. Исмаилова Н. П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 250—254.
9. Королюк И. Э. Деятельность педагога в реально-виртуальном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 154—157. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/5/pedagogics/korolyuk.pdf.
10. Куликова С. С., Яковлева О. В. Образовательный запрос студентов в условиях развития информационной среды // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 22—25.
11. Леушкин Р. В. Структура виртуального социального пространства. Коммуникации, конструкты, капитал [Электронный ресурс]. Ульяновск : УлГТУ, 2017. 157 с. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/170.pdf.
12. Лоэртшер Д., Коклин К., Розенфельд Э. Виртуальное образовательное пространство: создание интерактивного учебного пространства школы: В помощь педагогу-библиотекарю / ред. В. В. Зверевич ; пер. с англ. В. В. Зверевича, Т. О. Зверевич. М. : РШБА, 2015. 280 с.
13. Мащенко М. В. Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2017. № 2. URL: http://nip.esrae.ru/pdf/2017/2/113.pdf.
14. Мельников М. В. К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. М. : МЦНО, 2018. № 2 (15). С. 50—53.
15. Морозова М. А. Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. М. : МЦНО, 2018. № 2 (15). C. 54—58.
16. Морозова М. А., Мельников М. В. Интерактивное электронное пособие в виртуальном пространстве вуза. Lambert Academic Publishing, 2017. 73 с.
17. Нагаева И. А. Виртуальное образовательное пространство вуза как эффективная форма организации педагогического процесса // Инновационные технологии : межвуз. сб. науч. тр. 2012. Вып. 5. С. 160—165.
18. Назарова П. А. Билингвальное и лингвальное реально-виртуальное образовательное пространство // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 131—135.
19. Ожерельева Т. А. Об отношении понятий информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-2. С. 21—24. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5989.
20. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Издат. центр «Академия», 2010. 368 с.
21. Темербекова А. А. Информационная компетентность студента вуза как социально-педагогическая проблема. М. : МГПУ, 2008. 193 с.
22. Усов В. А. Возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов в вузе : дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2006. 127 с.
23. Федорова О. Н. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 201 с.
24. Цветков В. Я. Информационное пространство как ресурс познания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-2. С. 207—212. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8701.
25. Birch D., Sankey M. Drivers for and obstacles to the development of interactive multimodal technologymediated distance higher education courses // International Journal of Educational Development using ICT. 2008. Vol. 4, N. 1. P. 66—79.
26. Doolittle P. E., McNeill A. L., Terry K. P., Scheer S. B. Multimedia, cognitive load and pedagogy // Interactive multimedia in education and training / eds.: S. Mishra, R. C. Sharma. London, 2005. P. 184—212.
27. Enhancing Human Performance: Issues, Theories, and Techniques / eds.: D. Druckman, J. A. Swets. 3 ed. Washington, DC : The National Academies Press, 1992. 311 p.
28. Lee S. J., Reeves T. C. Edgar Dale: A significant contributor to the field of educational technology // Educational Technology. 2007. Vol. 47, N. 6. P. 56—59.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Морозова М. А. Предметная виртуальная среда языковых дисциплин как компонент образовательного пространства авиационного вуза [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 248—262. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/16_30_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.30.16.