Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4(32). С. 218—231

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.1

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Целью публикации является обоснование методического сопровождения, обеспечивающего решение задачи формирования педагога безопасного типа поведения в условиях дошкольной образовательной организации. Проведен анализ научно-теоретических положений, раскрывающих ключевые понятия исследования и позволивших определить основания методической подготовки педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации. Предлагается структура качеств, важных для педагога дошкольного образования в достижении профессиональных успехов в области безопасности и безопасного поведения. Определены цель, задачи, содержание методической работы по формированию педагога безопасного поведения в дошкольной образовательной организации. Предлагаются четыре модуля («Человек и безопасность», «Педагог и безопасность», «Ребенок и безопасность», «Безопасная среда») и технология их освоения на теоретико-методологическом, практико-ориентированном, аналитико-прогностическом этапах. Для каждого этапа выделены формы методического сопровождения и планируемые результаты. Сделан вывод: направленность методической работы на формирование педагога безопасного типа поведения является важным фактором его личностно-профессионального становления, развития профессионально-культурного кругозора, достижения необходимого качества профессиональной деятельности и высокой степени профессиональной успешности в сфере безопасности.

Ключевые слова

Безопасная личность, личность безопасного типа, дошкольная образовательная организация, методическая работа, методическое сопровождение, формирование педагога безопасного типа поведения.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.32.16

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Акимова Л. А. Социогуманитарные дескрипторы формирования здорового и безопасного образа жизни личности в теории и практике отечественного образования: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 2 (22). С. 230—238. URL: http://vestospu.ru/archive/2017/articles/22_22_2017.pdf.
2. Белинова Н. В., Бичева И. Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 44—48. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/02/pdf_180107.pdf.
3. Бичева И. Б. Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 28—32. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/07/pdf_170405.pdf.
4. Бичева И. Б., Гладкова Н. Е., Царева И. А., Каргина Е. В. Проектирование системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 24—30.
5. Бичева И. Б., Десятова С. В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда» // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития : сб. статей по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : Нижегор. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2017. С. 130—134.
6. Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267—279. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/19_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.19.
7. Бичева И. Б., Мелентович А. В., Десятова С. В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33—36.
8. Бичева И. Б., Филатова О. М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 1 (26). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/928/711.
9. Бичева И. Б., Хижная А. В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 36—40. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/09/18-031.pdf.
10. Бичева И. Б., Хижная А. В., Сундеева М. О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32—35. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/03/180501.pdf.
11. Бичева И. Б., Хижная А. В., Десятова С. В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 48—53. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/04/pdf_180208.pdf.
12. Бичева И. Б., Хижная А. В., Емелина А. В., Баскакова Н. В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (8). С. 35—41.
13. Бороноева Н. А. Безопасность человека (философско-культурологический аспект) // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2012. № 1 (10). С. 150—155.
14. Вазина К. Я. Познание и духовно-нравственное сотворение себя : учеб. пособие. Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2010. 219 с.
15. Вазина К. Я. Духовно-нравственный образ жизни человека. Оренбург : Изд-во ОГУ, 2012. 239 с.
16. Васильева В. С. Андрагогический подход как общенаучная основа педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 10. С. 119—122. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=2197.
17. Гизатуллин Т. Г., Малин А. С. Формирование личности специалиста безопасного типа поведения в системе компетентностно ориентированного образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 1. С. 38—41.
18. Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2008. № 1 (63). С. 75—79.
19. Змеев С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 94—101.
20. Картавых М. А., Бичева И. Б., Попова Л. В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/141/142.
21. Картавых М. А., Бичева И. Б., Попова Л. В., Варивода В. С., Филатова О. М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета, 2015. № 4 (9). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/110/111.
22. Картавых М. А., Камерилова Г. С. Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/883/688.
23. Куламихина И. В. Конструирование содержания курса в системе образования взрослых: принципы, подходы и опыт реализации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 210—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/18_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.18.
24. Маралов В. Г. Психологические проблемы обеспечения безопасности развития личности // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2011. № 1 (13). С. 70—81.
25. Мякишева М. В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 56—60.
26. Никифорова Д. М., Бойко А. Д. Модель безопасного защитного и совладающего поведения педагогов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 90—96.
27. Погодаева М. В. Аксиологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. Т. 6, № 1. С. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf.
28. Поляков Н. И. Личность безопасного типа поведения как современный этап социального развития человека // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 56—57.
29. Свиридова И. А. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 3. С. 60—62.
30. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Беспамятных Т. А. Основные свойства личности безопасного типа // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского ; отв. за выпуск А. Г. Гущин. Ярославль : [Б. и.], 2004. С. 32—34.
31. Терницкая С. В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90—94.
32. Фролова С. В., Илалтдинова Е. Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 74—78. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/06/pdf_180312.pdf.
33. Челтыбашев А. А., Карначев И. П., Сусленкова Э. Б. Методические аспекты формирования личности безопасного типа поведения // Безопасность и охрана труда. 2016. № 4 (69). С. 26—29.
34. Шакуров Р. Ф. Современные информационные технологии в процессе формирования безопасного типа поведения // Вестник НЦБЖД. 2013. № 3 (17). С. 32—36.
35. Яруллина Л. Р., Халитова Н. Н. Безопасность личности как социально-психологическая проблема // Вестник НЦБЖД. 2014. № 1 (19). С. 56—60.
36. Belinova, N. V., Bicheva, I. B., Krasilnikova, L. V., Khanova, T. G., Khizhnaya, A. V. Developing preschool teachers’ professional competencies with regard to forming children’s safe traffic participation skills // Espacios. 2018. Vol. 39, N. 49. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n49/a18v39n49p16.pdf.
37. Kamerilova, G. S., Kartavykh, M. A., Ageeva, E. L., Gordeeva, I. A., Astashina, N. I., Ruban, E. M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39, N. 29. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б. Методические основы формирования педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 218—231. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/16_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.16.