Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1(29). С. 197—209

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

Ванягин Владимир Евгеньевич, кандидат военных наук
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

 

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В статье предлагаются показатели, критерии и методика балльного оценивания уровня военно-профессиональных компетенций курсантов, основанная на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений по отдельным тактическим и тактико-специальным дисциплинам как результатов освоения программы. Уровень сформированности компетенций определяется с учетом степени влияния каждой дисциплины на формирование у обучающихся той или иной компетенции. Степень влияния вычисляется в зависимости от количества зачетных единиц, выделяемых на изучение дисциплин, формирующих компетенцию. Предложен математический аппарат обработки результатов испытаний для планирования текущего контроля. Диагностика качества подготовки специалистов с использованием разработанной методики не требует внедрения в учебный процесс новых оценочных технологий, что поможет существенно сэкономить время педагогических работников.

Ключевые слова

Венно-профессиональная компетенция, выпускник, военная образовательная организация высшего образования, формирование компетенций, оценка, оценивание, уровень сформированности компетенций, диагностика.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.29.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андрийчук В. П. Модель боевых действий артиллерийских формирований, учитывающая уровень их обученности // Психолого-педагогические проблемы военного образования : сб. науч.-пед. тр. / под науч. ред. И. И. Соколовой, В. А. Митраховича, А. Р. Моисеева. СПб. : ВАС, 2017. С. 424—428.
2. Беляева С. Д., Сухомлин И. И. Основные понятия математической статистики : учеб.-метод. пособие. СПб. : МВАА, 2010. 100 с.
3. Буг С. В. Теоретические основы и методики формирования содержания подготовки военных специалистов (в приложении к вузам ракетных войск и артиллерии Российской Федерации) : дис. … д-ра пед. наук. СПб. : МВАА, 2002. 500 с.
4. Ванягин В. Е. Методика оценивания уровня сформированности военно-профессиональных компетенций будущих офицеров-артиллеристов при изучении тактических (тактико-специальных) дисциплин // Тематический сборник МВАА «Михайловская военная артиллерийская академия — центр российской артиллерийской мысли: история и современность». СПб. : МВАА, 2016.
5. Вентцель Е. С. Исследование операций. М. : Советское радио, 1978. 552 с.
6. Габдрахманова К. Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3361—3364. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37786.
7. Дворянинова О. П., Назина Л. И., Никульчева О. С. Разработка методики оценки компетенций студентов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 257—260. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38882.
8. Истомина И. М. Диагностика сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области сварочного производства методом экспертных оценок // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 242—246.
9. Китаев Н. Н. Групповые экспертные оценки. М. : Знание, 1975. 64 с.
10. Коритчук В. В., Доценко С. А. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицеров ракетных войск и артиллерии // Военная мысль. 2012. № 12. С. 50—57.
11. Курс подготовки артиллерии (КПА-2017). М. : Воениздат, 2017.
12. Мелкозеров В. А., Яковлев В. П. Подход к оценке уровня сформированности компетенций у выпускников военных вузов // Инновационная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации : труды Всеармейской науч.-практ. конф. СПб. : Военная академия связи, 2015. С. 483—486.
13. Наставление по боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации. Введено приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2013 г. № 760. М. : Красная звезда, 2014.
14. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951.
15. Отчет на составную часть НИР № 0-14-979 «Совершенствование системы непрерывной подготовки военных специалистов ВС РФ на основе реализации современных требований к профессиональной деятельности выпускников высших военно-учебных заведений» (шифр «Профессионал-14») I, II этап. СПб. : МВАА, 2015.
16. Пак Л. Г. Высшее образование и социализация обучающихся // Проблемы управления качеством образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 9—16.
17. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М. : ФИРО, 2010. 114 с.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229.
19. Приказ Росгвардии от 07.11.2017 № 466 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283814/.
20. Программа боевой подготовки Сухопутных войск. Кн. 3. Для подразделений ракетных войск и артиллерии. Ч. 2. Для артиллерийских подразделений. М. : Красная звезда, 2015.
21. Прусова Н. А. Об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Математика и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания : материалы междунар. конф. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т, 2014. С. 298—304.
22. Рябов А. В. Основы формирования профессиональной компетентности специалистов ракетных войск и артиллерии : метод. пособие. СПб. : МВАА, 2015. 136 с.
23. Сибикина И. В. Процедура оценки компетентности студентов вуза, обучающихся по направлению «Информационная безопасность» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 1. С. 200—205.
24. Смагин А. А., Липатова С. В., Курилова О. Л. Оценивание качества результатов обучения на основе компетентностного подхода // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2015. Т. 4, № 3. С. 295—300.
25. Ундозерова А. Н., Близнюк О. Н. Методы оценки уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций курсантов инженерных специальностей // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 2 (66). С. 68—74.
26. Учебный план подготовки специалиста. Специальность 140401.65 «Специальные электромеханические системы», военная специальность «Применение подразделений артиллерии». СПб. : МВАА, 2011.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки специалиста (доп.: квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников). М., 2011.
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
29. Шамсутдинова Т. М., Прокофьева С. В. Оценка профессиональных компетенций студентов: междисциплинарный аспект (на примере направления подготовки бакалавров «бизнес-информатика») // Открытое образование. 2014. № 2. С. 39—45.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Ванягин В. Е. Методика оценивания качества подготовки специалистов в военных образовательных организациях высшего образования на основе определения уровня сформированности их компетенций [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 197—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.17.