Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4(32). С. 232—245

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.13

Воронина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ понятий «цифровая грамотность», «цифровая компетенция», «цифровая компетентность», показано их различие и взаимообусловленность. Проанализированы современные концепции содержания цифровой грамотности, используемые российскими и зарубежными учеными. Определено, что важным компонентом цифровой грамотности являются цифровые навыки; представлены различные подходы к их наполнению. Приведены примеры использования термина «цифровая грамотность» на макро- и микроуровнях. Уточнено определение термина «цифровая грамотность педагога» с позиции требований современных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога; разработана матрица оценки уровня цифровой грамотности педагога, включающая мотивационно-личностный, научно-теоретический, деятельностно-практический компоненты; определены показатели каждого компонента цифровой грамотности педагога с позиции эффективного проектирования цифровой образовательной среды.

Ключевые слова

Цифровая грамотность педагога, цифровая компетенция педагога, цифровые технологии, цифровая образовательная среда.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.32.17

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Гриценко В. И. Дети и технологии / Аналитический центр НАФИ. М. : Изд-во НАФИ, 2018. 72 с.
2. Александров Р. О., Киреев В. С. Цифровая компетентность как инструмент в информационном обществе для осуществления контроля и распространения информации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2014/4/285.pdf.
3. Асмолов А. Г., Соловейчик А. С. Педагогика достоинства. Сложный человек в сложном мире. Видеоконференция [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TCtneLMjtis (дата обращения: 14.08.2019).
4. Василюк Н. Н. Повышение уровня владения интернет-технологиями у студентов вуза посредством применения в обучении сетевых дневников-блогов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 6 (60). С. 107—116.
5. Гайдамашко И. В., Чепурная Ю. В. Цифровая компетентность и онлайн-риски студентов образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 18—21.
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н) [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/ (дата обращения: 14.01.2019).
7. Единый урок.рф. Профессиональные педагогические программы [Электронный ресурс]. URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/kartochka-programmy (дата обращения: 12.08.2019).
8. ИКТ компетентность учителей. Тенденции, определяющие требования к уровню ИКТ компетентности современного учителя [Электронный ресурс] // Лаборатория знаний : интернет-газета. М. : Бином, 2014. Вып. 9, сент. URL: http://www.lbz.ru/gazeta/2014/9/9nomer.pdf (дата обращения: 12.08.2019)
9. Кабзова Н. В. Цифровая компетентность как фактор обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда // Экономика и региональное управление : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Брянск : Брянский гос. ун-т, 2017. С. 681—684.
10. Каптерев А. И. Формирование информационно-сетевой компетентности школьников: системно-деятельностный подход. М. : Онто-принт, 2018. 194 с.
11. Киртон Дж., Уоррен Б. Повестка дня «Группы двадцати» в области цифровизации // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13, № 2. С. 17—47. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-02-02.
12. Лапидус Л. В. Центр компетенций цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.makonews.ru/centr-kompetencij-cifrovoj-ekonomiki/ (дата обращения 12.08.2019).
13. Любимова Л. И., Аймалетдинов Т. А. ИКТ как средство обеспечения возможности социально-педагогического взаимодействия детей с аутичными расстройствами в процессе обучения // Актуальные проблемы информатизации педагогического образования в диссертационных исследованиях магистров : сб. совместных научных работ магистров и преподавателей РГСУ. М. : РГСУ, 2013. С. 56—60.
14. Любимова Л. И., Аймалетдинов Т. А. Инновационные возможности интернет-технологий в социальной адаптации школьников-инвалидов // Средняя школа: современные проблемы обучения информатике и информатизации образования : сб. совместных научных работ студентов и преподавателей РГСУ. М. : РГСУ, 2011. С. 51—56.
15. Нестик Т. Компетенции для сетевого поколения. Какие навыки необходимы сегодняшним школьникам и студентам [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2010. № 6. С. 56—61. URL:
http://detionline.com/assets/files/journal/6/journal-6.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
16. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки» / Корпоративный университет Сбербанка. М. : АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.
17. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 12.08.2019).
18. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-federalnogo-proekta-kadry-dlja-tsifrovoi-ekonomiki-utv-prezidiumom/ (дата обращения: 12.08.2019).
19. Письмо Минпросвещения России от 16.04.2019 № МР-507/02 «О направлении уточненного перечня примерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-16042019-n-mr-50702-o-napravlenii/ (дата обращения: 12.08.2019).
20. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5—10.
21. Приказ Минобрнауки № 703 от 26.06.2017 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/10651 (дата обращения: 12.08.2019)
22. Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта “Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2018 № 52725) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72108006/ (дата обращения: 12.08.2019)
23. Проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.08.2019)
24. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. 375 с.
25. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71—80. DOI: 10.17759/sps.2018090308.
26. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5—18. DOI: 10.17759/pse.2015200401.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.08.2019)
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. М. : Просвещение, 2010. 159 c.
29. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies. URL: http://digitalliteraci.es (дата обращения: 9.08.2019).
30. Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu). Published on EU Science Hub. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/printpdf/137812 (дата обращения: 12.08.2019).
31. European Union — “Digital Education Action Plan”, 2018. URL: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/educationtechnology_en (дата обращения: 12.08.2019).
32. Evans K., McGrae B., Varga-Atkins T. Digital Fluency: a C2021 graduate attribute. URL: https://www.liverpool.ac.uk/media/livacuk/centre-for-innovation-in-education/curriculum-2021-resources/symposiumresources/Digital,Fluency,Workshop.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
33. Gilster P. Digital Literacy. New York : Wiley, 1997. 276 p.
34. Ilomäki L., Kantosalo A., Lakkala M. What is digital competence? Brussels : European Schoolnet, 2011. URL: https://helda.helsinki.fi//bitstream/handle/10138/154423/Ilom_ki_etal_2011_What_is_digital_competence.pdf?sequence=1 (дата обращения: 12.08.2019).
35. Microsoft — “Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs”, 2018. URL: https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_tomorrows_jobs.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
36. Resnick M. Rethinking Learning in the Digital Age. URL: https://llk.media.mit.edu/papers/mres-wef.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
37. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards Internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18, N. 9. P. 1022—1038. DOI: 10.1080/1369118X.2015.1007074.
38. UNESCO — “Working Group on Education: Digital skills for life and work”, 2017. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0025/002590/259013e.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
39. UNESCO (2008). ICT competency standards for teachers: competency standards modules. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000156207 (дата обращения: 12.08.2019).
40. United Nations E-government. Survey 2018. Gearing e-government to support transformation. Towards sustainable and resilient societies. URL: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20Survey%202018%20English.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
41. White G. Digital Fluency: skills necessary for learning in the digital age. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=digital_learning (дата обращения: 14.08.2019).

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232—245. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/17_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.17.