Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1(29). С. 223—241

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.5

Максютова Надежда Николаевна, аспирант
Волгоградский государственный аграрный университет

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование, посвященное диагностике педагогов СПО в сфере владения средствами ИКТ в процессе обучения. С использованием методов анкетирования, статистической обработки данных и социометрии проведена диагностика компонентов информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО, выявлены факторы, стимулирующие активное использование преподавателями средств ИКТ. Наиболее развитыми можно считать рефлексивно-оценочный и мотивационный компоненты информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО, следовательно, педагоги понимают значимость данной характеристики и готовы к саморазвитию в сфере информационных технологий. Также определены основные тенденции исследований, направленных на изучение информационной компетентности преподавателей. Сформирован пакет методик, который можно считать надежным инструментарием диагностики информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО.

Ключевые слова

Компетенция, компетентность, информационно-коммуникационные технологии, информационно-педагогическая компетентность, среднее профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональный стандарт педагога.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.29.19

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Беленко С. И. Модель формирования информационно-исследовательской компетентности преподавателя // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 4 (19). С. 61—65.
2. Гузенко А. Ю., Кузин А. С. Информационная грамотность как условие успешной евразийской интеграции // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 2 (11). С. 23—25.
3. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 23—26.
4. Игнатьева О. Н. Критерии и показатели уровня развития информационной компетентности преподавателей вуза // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2014. № 3. С. 131—135.
5. Колпакова Н. С. Информационная компетентность как элемент модели деятельности педагога-музыканта // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3 (31). С. 116—119.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71202838/#block_1000 (дата обращения 03.12.2018).
7. Сарычева Л. В., Сен Н. И., Сырина Т. А. Соответствие ИКТ-компетентности преподавателей высшей школы требованиям профессионального стандарта // European Social Science Journal. 2017. № 6. C. 369—379.
8. Сережкина А. Е., Дмитриев М. Е., Дмитриева Л. М. Отношение преподавателей высшей школы к повышению квалификации в области информационных технологий // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 600—603.
9. Тубеева Ф. К. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров дефектологического образования в педагогическом вузе. Владикавказ : Северо-Осетинский гос. пед. ин-т, 2017. 157 c.
10. Федоров А. В. Синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО: плюсы и минусы // Прошлое — настоящее — будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения : материалы всерос. науч.-практ. конф. (29—30 окт. 2013 г.). СПб., 2013. С. 330—335.
11. Шарапова Е. А., Сардак Л. В. Процедура оценивания сформированности ИКТ-компетентности педагогического работника // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий : межвуз. сб. науч. работ. Екатеринбург, 2016. С. 121—127.
12. Adukaite A., Zyl I., Cantoni L. Teacher perceptions on the use of digital gamified learning in tourism education: The case of South African secondary schools // Computers & Education. 2017. Vol. 111. P. 172—190. DOI: 10.1016/j.compedu.2017.04.008.
13. Aleksic D., Kudumovic M. Management of modern school and information technology // Technics technologies education management. 2018. Vol. 13. No. 1. P. 48—53. URL: http://ttem.ba/wp-content/uploads/2018/05/ttem_13_1_web.pdf.
14. Alt D. Science teachers’ conceptions of teaching and learning, ICT efficacy, ICT professional development and ICT practices enacted in their classrooms // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 73. P. 141—150. DOI: 10.1016/j.tate.2018.03.020.
15. Castro J. J., Sanchez E., Chirino A. Teachers’ opinion survey on the use of ICT tools to support attendance-based teaching // Computers & Education. 2011. Vol. 56, is. 3. P. 911—915. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.11.005.
16. Chinedu I., Okeke P., Pamela N. Teacher Job Dissatisfaction: Implications for Teacher Sustainability and Social Transformation // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2017. Vol. 19. N. 1. P. 54—68. DOI: 10.1515/jtes-2017-0004.
17. Dastjerdi N. B. Analyzing the Opportunities and Challenges to use of Information and Communication Technology Tools in Teaching-Learning Process // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (6). URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/82287/67428.
18. Dubovicki S., Balen J. Influence of new technologies on content adoption, motivation and satisfaction // Predstavitev revije. 2018. Vol. 33, N. 2. P. 156—162. URL: http://www.pedagoska-obzorja.si/revija/Vsebine/PDF/DSPO_2018_33_02.pdf.
19. Dutaa N., Martinez-Riverab O. Between theory and practice: the importance of ICT in Higher Education as a tool for collaborative learning // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1466—1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294.
20. Lasonen J. The Status of Vocational Education and Training // International Encyclopedia of Education (Third Edition). 2010. P. 429—440. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.00792-2.
21. Majewska K. Modern Educational Tools in the Teacher’s Work // The New Educational Review. 2018. Vol. 51, N. 1. P. 125—135. URL: http://www.educationalrev.us.edu.pl/dok/volumes/tner_1_2018b.pdf.
22. Masoumeh N., Zandi F., Mousa Madani F. Ranking the methods of applying information technology in schools’ teaching-learning process // Journal of Educational Innovation. 2008. Vol. 7 (26). P. 9—34. URL: https://www.sid.ir/en/journal/JournalListPaper.aspx?ID=59301.
23. Reyes V. C., Reading C., Doyle H., Sue G. Integrating ICT into teacher education programs from a TPACK perspective: Exploring perceptions of university lecturers // Computers & Education. 2017. Vol. 115. P. 1—19. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360131517301707#abs0015.
24. Simonics I. Preparation for Information Processing of Mentor Teachers // International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2015. P. 536—539. DOI: 10.1109/ICL.2015.7318087.
25. Simonics I. Use of ICT equipment by engineer teachers and mentors // 2017 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 25—28 April 2017. Athens, Greece. DOI: 10.1109/EDUCON.2017.7942897.
26. Ting Y.-L. Tapping into students’ digital literacy and designing negotiated learning to promote learner autonomy // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 26. P. 25—32. DOI: 10.1016/j.iheduc.2015.04.004.
27. Wang S., Hsu H., Reeves T., Coster D. Professional development to enhance teachers’ practices in using information and communication technologies (ICTs) as cognitive tools: Lessons learned from a design-based research study // Computers & Education. 2014. Vol. 79. P. 101—115. DOI: 10.1016/j.compedu.2014.07.006.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Максютова Н. Н. Исследование информационно-педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 223—241. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/19_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.19.