Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 302—315

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.4

Дроздова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Кузьменкова Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация

В статье представлены основные подходы к рассмотрению содержания профессиональной ментальности специалиста, определены проблемные области формирования профессиональной ментальности студента в образовательном процессе педагогического вуза. Уточнено содержание данного понятия как интегративной личностной характеристики, определяющей успешность осуществления трудовых функций и действий профессионала в области педагогической деятельности. Выявлены характерные особенности компонентов профессиональной ментальности студента, наиболее выраженными из которых выступают ценности, мотивы, эмоциональная направленность, установка. Содержательно представлено эмпирическое исследование диагностики структурных компонентов профессиональной ментальности студентов 1 курса обучения с использованием методов опроса, статистической обработки информации.

Ключевые слова

Профессиональная ментальность, будущий педагог, образовательный процесс вуза, мотив, ценности, эмоциональная направленность, установка.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Акопов Г. В. Сознание, ментальность, менталистика // Современные проблемы российской ментальности : материалы Всерос. науч-практ. конф. СПб. : Астерион, 2005. С. 11—13.
2. Богуславский С. Педагогическая ментальность // Педагогический вестник. 1996. № 8. С. 8.
3. Бойченко Г. Н. Профессиональный менталитет учителя в иерархии целей педагогического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск : Челяб. ин-т переподготовки и повыш. квалиф. работн. образования, 2010. № 1 (3). С. 46—51.
4. Бокова О. А. Опыт изучения профессиональной ментальности будущих педагогов // Интеграция образования в этнокультурное развитие регионов Большого Алтая и Казахстана : материалы междунар. науч-практ. конф. Павлодар : Павлодарский гос. пед. ин-т : Алтайский гос. пед. ун-т, 2017. С. 354—360.
5. Гершунский Б. С. Менталитет и образование : учеб. пособие для студ. М. : Ин-т практ. психологии, 1996. 144 с.
6. Гусаченко О. И. Профессиональный менталитет педагога // Учитель. 2004. № 5. С. 68—70.
7. Дорохова Т. С. К вопросу о профессиональной ментальности социальных педагогов в школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4636—4640. URL: http://e-koncept.ru/2014/55191.htm.
8. Дорохова Т. С. Ментальные противоречия отечественного образования // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 5—12.
9. Дорохова Т. С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 126—130.
10. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20—29.
11. Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущих педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57—64.
12. Картушина И. Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации перевозок и управлению на транспорте: аксиологический подход // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2006. № 5. С. 66—69.
13. Колесова О. В. Проблема ментальности в контексте современной культуры (организмический и организационный подходы) // История и современность. 2005. № 1. С. 176—188.
14. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.
15. Лыкова В. Я. Ценностно-этические приоритеты профессиональной ментальности преподавателя как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе // Аксиологические проблемы педагогики. 2018. № 9. С. 99—103.
16. Минайчева Н. В. Профессиональная ментальность педагогов в контексте реформы образования // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. М. : МГУ, 2017. С. 663—665.
17. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1994. № 2. С. 41—49.
18. Пак Л. Г., Валеева М. А. Педагогическое содействие формированию личностно-профессионального опыта студента вуза [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2 (18). С. 266—273. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/27_18_2016.pdf.
19. Попова Е. А., Зелинская Е. В., Толмачева Н. А. О возможностях развития профессионального менталитета в условиях дополнительного образования // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2012. № 3, ч. 3. С. 620—623.
20. Попова Е. А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 47—55.
21. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1, № 2. С. 111—125.
22. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 74—79.
23. Смоляр А. И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. Самара : Поволж. гос. соц.-гуманитар. академия, 2013. 356 с.
24. Сонин В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Мир психологии. 2000. № 2. С. 183—191.
25. Таршис Е. Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. 2-е изд., доп. М. : URSS ЛИБРОКОМ, 2012. 84 c.
26. Цепков А. Ю. Особенности профессионального менталитета учителя на различных этапах педагогической деятельности // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 4 (6). С. 219—223.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Дроздова Н. В., Кузьменкова О. В. Профессиональная ментальность как основа становления профессионализма будущего педагога [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 302—315. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/21_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.21.