Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 316—335
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.881.161.1
Кузнецова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной методический проблеме — разработке приемов работы с текстом на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» и конкретным приемам лексического анализа. Автором выработан и апробирован целый ряд приемов работы над средствами лексического уровня художественного текста, которые, при всем их многообразии, можно объединить в три основные группы: наблюдение над выбором слов, наблюдение над трансформацией значения слова в художественном тексте и наблюдение над способами выражения индивидуальности автора. В ходе филологического анализа они занимают центральное место, поскольку именно эти средства передают основное содержание произведения и свидетельствуют о ценностных ориентирах автора. В статье представлены приемы двух первых групп.
Ключевые слова
Художественный текст, филологический анализ текста, студенты педагогического вуза, приемы работы со средствами лексического уровня, выбор слова, трансформация значения слова, нарушение сочетаемости.
1. Андреева И. Ю. Анализ языковых средств произведения как способ постижения авторского замысла (Из опыта учителя) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 12—16.
2. Аристова М. А., Критарова Ж. Н. Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов (На материале современного учебника для полиэтнической школы) // Русский язык в школе. 2018. № 9. С. 16—21.
3. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. 443 с.
4. Ахматова А. Сочинения : в 2 т. М., 1990.
5. Башкова Л. Р. Ключевые элементы в поэтическом тексте // Русский язык в школе. 2008. № 2. С. 49—52.
6. Белова А. П. Речетворческий анализ поэтических текстов Варлама Шаламова на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 25—30.
7. Блохин А. В. Комплексный лингвистический анализ текста как задание для развернутого письменного ответа на ЕГЭ по русскому языку (профильный уровень) // Русский язык в школе. 2015. № 5. С. 10—13.
8. Болотнова Н. С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 20—25.
9. Болотнова Н. С. Методика поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста и ее использование в школе // Русский язык в школе. 2015. № 6. С. 16—22.
10. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Флинта : Наука, 2009. 520 с.
11. Бродский И. Сочинения : в 4 т. М., 1994.
12. Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. М., 1986.
13. Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 2: О стихах. М. : Языки русской культуры, 1997. 501 с.
14. Гольцова Н. Г. Окказиональность слова и окказиональность фразеологизма // Русский язык в школе. 1993. № 3. С. 81—86.
15. Грязнова А. Т. Лингвопоэтический анализ стихотворения А. А. Бестужева-Марлинского «Осень» // Русский язык в школе. 2017. № 6. С. 57—62.
16. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77—84.
17. Иванов Г. В. Стихотворения. М., 2006.
18. Иванова О. Е. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца ХVIII — начала ХХ века). М. : АСТ, 2004. 668 c.
19. Ипполитова Н. А. Что нужно знать учителю о тексте как феномене культуры // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 3—7.
20. Кузнецова Н. Н. Оживление метафоры как способ создания экспрессивности // Русская словесность. 2009. № 4. С. 52—56.
21. Кузнецова Н. Н. Трансформация фразеологических единиц в поэтическом тексте как средство создания экспрессивности // Проблемы истории, филологии, культуры. М. ; Магнитогорск ; Новосибирск, 2009. Вып. 3. С. 283—292.
22. Кузнецова Н. Н. О подтексте при использовании ключевых слов в художественном тексте // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе : материалы науч. конф. : в 2 ч. Оренбург, 2016. Ч. 1. С. 86—89.
23. Кузнецова Н. Н. Средства создания экспрессивности в русской поэзии XX века : дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 594 с.
24. Левушкина О. Н. Зимнее солнце цвета ягоды морошки (Урок характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 20—23.
25. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб. : Искусство, 2001. 846 с.
26. Мандельштам О. Э. Избранное. Смоленск, 2002.
27. Набоков В. Н. Стихотворения и поэмы. М., 1991.
28. Николина Н. А. Филологический анализ текста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2003. 256 с.
29. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. 3-е изд. М. : URSS ЛКИ, 2007. 300 c.
30. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Образные средства поэтического языка и их трансформация / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наука, 1995. 263 с.
31. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Опыты описания идиостилей / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наследие, 1995. 558 с.
32. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наука, 1990. 304 с.
33. Панова Е. А. Лингвопоэтический анализ стихотворения А. Дельвига «Пусть нам даны не навсегда…» // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 67—71.
34. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М., 1990.
35. Пахнова Т. М. «Единственное мне принадлежащее сокровище — это русская речь» (Тексты Беллы Ахмадулиной на уроках русского языка) // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 25—29.
36. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматические формы и семантика текста). Тамбов : ТГУ, 2002. 408 с.
37. Словарь языка русской поэзии XX века. Т. 3 : З — Круг / сост. В. П. Григорьев, Л. Л. Шестакова, В. В. Бакеркина, А. В. Гик, Л. И. Колодяжная, Т. Е. Реутт, Н. А. Фатеева. М. : Языки славянской культуры, 2008. XIV, 771, [2] с.
38. Слово. Образ. Смысл: филологический анализ литературного произведения. 10—11 кл. : учеб. пособие / под ред. В. Ф. Чертова. М. : Дрофа, 2005.
39. Сулименко Н. Е. Текст и аспекты его лексического анализа : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2009. 396 с.
40. Токарева И. Ю. Применение концептуального анализа ключевых слов культуры при подготовке к итоговому сочинению // Русский язык в школе. 2017. № 11. С. 3—5.
41. Фоменко И. В. Практическая поэтика. М. : Академия, 2006. 192 с.
42. Ходасевич В. Ф. Собрание стихов. М., 1992.
43. Цветаева М. Через сотни разъединяющих лет… Свердловск, 1989.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Кузнецова Н. Н. Методические приемы работы над лексическими средствами на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 316—335. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/22_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.22.