Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 316—335

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Кузнецова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной методический проблеме — разработке приемов работы с текстом на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» и конкретным приемам лексического анализа. Автором выработан и апробирован целый ряд приемов работы над средствами лексического уровня художественного текста, которые, при всем их многообразии, можно объединить в три основные группы: наблюдение над выбором слов, наблюдение над трансформацией значения слова в художественном тексте и наблюдение над способами выражения индивидуальности автора. В ходе филологического анализа они занимают центральное место, поскольку именно эти средства передают основное содержание произведения и свидетельствуют о ценностных ориентирах автора. В статье представлены приемы двух первых групп.

Ключевые слова

Художественный текст, филологический анализ текста, студенты педагогического вуза, приемы работы со средствами лексического уровня, выбор слова, трансформация значения слова, нарушение сочетаемости.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.22

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Андреева И. Ю. Анализ языковых средств произведения как способ постижения авторского замысла (Из опыта учителя) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 12—16.
2. Аристова М. А., Критарова Ж. Н. Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов (На материале современного учебника для полиэтнической школы) // Русский язык в школе. 2018. № 9. С. 16—21.
3. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. 443 с.
4. Ахматова А. Сочинения : в 2 т. М., 1990.
5. Башкова Л. Р. Ключевые элементы в поэтическом тексте // Русский язык в школе. 2008. № 2. С. 49—52.
6. Белова А. П. Речетворческий анализ поэтических текстов Варлама Шаламова на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 25—30.
7. Блохин А. В. Комплексный лингвистический анализ текста как задание для развернутого письменного ответа на ЕГЭ по русскому языку (профильный уровень) // Русский язык в школе. 2015. № 5. С. 10—13.
8. Болотнова Н. С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 20—25.
9. Болотнова Н. С. Методика поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста и ее использование в школе // Русский язык в школе. 2015. № 6. С. 16—22.
10. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Флинта : Наука, 2009. 520 с.
11. Бродский И. Сочинения : в 4 т. М., 1994.
12. Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. М., 1986.
13. Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 2: О стихах. М. : Языки русской культуры, 1997. 501 с.
14. Гольцова Н. Г. Окказиональность слова и окказиональность фразеологизма // Русский язык в школе. 1993. № 3. С. 81—86.
15. Грязнова А. Т. Лингвопоэтический анализ стихотворения А. А. Бестужева-Марлинского «Осень» // Русский язык в школе. 2017. № 6. С. 57—62.
16. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77—84.
17. Иванов Г. В. Стихотворения. М., 2006.
18. Иванова О. Е. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца ХVIII — начала ХХ века). М. : АСТ, 2004. 668 c.
19. Ипполитова Н. А. Что нужно знать учителю о тексте как феномене культуры // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 3—7.
20. Кузнецова Н. Н. Оживление метафоры как способ создания экспрессивности // Русская словесность. 2009. № 4. С. 52—56.
21. Кузнецова Н. Н. Трансформация фразеологических единиц в поэтическом тексте как средство создания экспрессивности // Проблемы истории, филологии, культуры. М. ; Магнитогорск ; Новосибирск, 2009. Вып. 3. С. 283—292.
22. Кузнецова Н. Н. О подтексте при использовании ключевых слов в художественном тексте // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе : материалы науч. конф. : в 2 ч. Оренбург, 2016. Ч. 1. С. 86—89.
23. Кузнецова Н. Н. Средства создания экспрессивности в русской поэзии XX века : дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 594 с.
24. Левушкина О. Н. Зимнее солнце цвета ягоды морошки (Урок характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 20—23.
25. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб. : Искусство, 2001. 846 с.
26. Мандельштам О. Э. Избранное. Смоленск, 2002.
27. Набоков В. Н. Стихотворения и поэмы. М., 1991.
28. Николина Н. А. Филологический анализ текста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2003. 256 с.
29. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. 3-е изд. М. : URSS ЛКИ, 2007. 300 c.
30. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Образные средства поэтического языка и их трансформация / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наука, 1995. 263 с.
31. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Опыты описания идиостилей / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наследие, 1995. 558 с.
32. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста / под ред. В. П. Григорьева. М. : Наука, 1990. 304 с.
33. Панова Е. А. Лингвопоэтический анализ стихотворения А. Дельвига «Пусть нам даны не навсегда…» // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 67—71.
34. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М., 1990.
35. Пахнова Т. М. «Единственное мне принадлежащее сокровище — это русская речь» (Тексты Беллы Ахмадулиной на уроках русского языка) // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 25—29.
36. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматические формы и семантика текста). Тамбов : ТГУ, 2002. 408 с.
37. Словарь языка русской поэзии XX века. Т. 3 : З — Круг / сост. В. П. Григорьев, Л. Л. Шестакова, В. В. Бакеркина, А. В. Гик, Л. И. Колодяжная, Т. Е. Реутт, Н. А. Фатеева. М. : Языки славянской культуры, 2008. XIV, 771, [2] с.
38. Слово. Образ. Смысл: филологический анализ литературного произведения. 10—11 кл. : учеб. пособие / под ред. В. Ф. Чертова. М. : Дрофа, 2005.
39. Сулименко Н. Е. Текст и аспекты его лексического анализа : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2009. 396 с.
40. Токарева И. Ю. Применение концептуального анализа ключевых слов культуры при подготовке к итоговому сочинению // Русский язык в школе. 2017. № 11. С. 3—5.
41. Фоменко И. В. Практическая поэтика. М. : Академия, 2006. 192 с.
42. Ходасевич В. Ф. Собрание стихов. М., 1992.
43. Цветаева М. Через сотни разъединяющих лет… Свердловск, 1989.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кузнецова Н. Н. Методические приемы работы над лексическими средствами на занятиях по дисциплине «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 316—335. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/22_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.22.