Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4(32). С. 317—329

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Попова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЙ КОНТЕКСТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация

В статье представлены предпосылки, направления, цели и задачи, содержательные характеристики внеаудиторной деятельности студента вуза, показана необходимость решения проблемы культуросообразного воспитания студента в проекции на обучающихся разных возрастных групп (детей и молодежи), испытывающих потребность формирования индивидуально-культурного опыта мировосприятия, миропонимания, осознания себя в этом мире в целях преодоления рисков современной социокультурной ситуации. В рамках авторского обоснования внеаудиторной деятельности как культуросообразного контекста воспитания студента апробирована контекстно-модульная организация внеаудиторного времени студента педагогического вуза, включающая ценностно-смысловые речевые ситуации и учебные (культурные) практики (в условиях вуза, образовательной организации, культурно-досугового учреждения). Определены цели, задачи, функции (мотивационная, когнитивная, ценностно-коммуникативная, организационно-развивающая) внеаудиторной деятельности студентов, направленной на создание «контекста» (прогнозируемых и реальных связей, отношений, поступков) осмысления, углубления, совершенствования путей и средств культуросообразного воспитания обучающихся в целях получения оптимального результата нравственного и когнитивного развития студентов, приобретения ими индивидуально-культурного опыта.

Ключевые слова

Внеаудиторная деятельность, культуросообразный контекст воспитания студента, ценностно-смысловые речевые ситуации, учебные (культурные) практики.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.32.22

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Александрова Е. А. Гуманизация образовательного пространства: итоги международного форума // Известия Саратовского государственного университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. № 3. С. 359—361. 
2. Бенин В. Л. Культуросообразное образование: структурно-содержательный анализ // Новые ценности образования. М. : МОО «Школа и демократия», 2007. Вып. 4 (34). С. 45—53.
3. Бондаревская Е. В. Становление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход : сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. : в 2 ч. Волгоград : Перемена, 2005. Ч. 1. С. 15—22.
4. Вербицкий А. А. Теории и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 266 с.
5. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения : науч.-метод. пособие. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 55 с.
6. Винтин И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 416 с.
7. Винтин И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2006. 49 с.
8. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / под ред. Н. Б. Крыловой. М. : Цицера, 1995. Вып. 2. С. 16—45.
9. Гриценко Л. И. Контекстуально-жизненное воспитание как основа развития личности // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход : сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград : Перемена, 2005. Ч. 1. С. 126—130.
10. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация : монография / сост. и науч. ред. проф. В. И. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. 304 с.
11. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Новые ценности образования.  М. : МОО «Школа и демократия», 2007. Вып. 4 (34). С. 3—10.
12. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. 374 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.08.2019).
14. Колесникова И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: ХХI век. 2013. № 2. С. 1—14. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/getpdf.php?id=2091. DOI: 10.15393/j5.art.2013.2091.
15. Корнетов Г. Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского. М. : Моск. психол.-социал. ун-т, 2016. С. 15—22.
16. Костенко Ю. К. Изучение и оценка формирования структурных компонентов продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеурочной деятельности : учеб. пособие / сост. Ю. К. Костенко, Н. Г. Недогреева. Саратов : Центр «Просвещение», 2017. 74 с.
17. Лузина Л. М. Онтологические подходы в контексте проблемы отношения образования и культуры // Новые ценности образования. М. : МОО «Школа и демократия», 2007. Вып. 4 (34). С. 15—30.
18. Мудрик А. В. Педагогика и психология: вызовы нового века // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского. М. : Моск. психол.-социал. ун-т, 2016. С. 22—28.
19. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М. : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
20. Обитаемая планета В. А. Сухомлинского : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. Г. Рындак. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2018. 148 с.
21. Пак Л. Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2019. Вып. 63, ч. 3. С. 96—99.
22. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114121/ (дата обращения 20.08.2019).
23. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190700/ (дата обращения 20.08.2019).
24. Поляков С. Д. О некоторых идеях к построению культурно-исторически ориентированной теории воспитания // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М. : Моск. психол.-социал. ун-т, 2016. С. 495—497.
25. Попова В. И. Научно-педагогический прогноз воспитательной деятельности педагога: свобода выбора и ответственность // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта, 2019. Вып. 62, ч. 2. С. 213—216.
26. Попова В. И. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности магистра в образовательном пространстве : учеб. пособие / сост. и науч. ред. В. И. Попова. Оренбург : ГБУ РЦРО, 2016. 75 с.
27. Попова В. И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью : сб. науч. статей / сост. и науч. ред. В. И. Попова. Оренбург : ГБУ РЦРО, 2016. С. 7—19.
28. Попова В. И. Теоретико-методологическое обеспечение внеаудиторной деятельности студентов. М. : Компания Спутник+, 2005. 70 с.
29. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 330 с.
30. Селиванова Н. Л. Стратегия развития воспитания: потенциальные пути реализации // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М. : Моск. психол.-социал. ун-т, 2016. С. 551—555.
31. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 4—13.
32. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения 20.08.2019).
33. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 2. М. : Книга по Требованию, 2014. 628 с.
34. Щуркова Н. Е. Педагогика высокого полета / под ред. проф. Н. Е. Щурковой. М. : Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Попова В. И. Внеаудиторная деятельность как культуросообразный контекст воспитания студента вуза [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 317—329. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/22_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.22.