Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 51—63

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(47+57)“18/19”:371

Ершов Михаил Федорович, кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА ЗАУРАЛЬЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

Аннотация

Цель исследования — анализ изменений социально-психологического климата в дореволюционном образовании Зауралья середины XIX — начала XX века. В качестве источников использованы мемуарные и художественные произведения ряда местных авторов, в которых отображены трансляция надличных ценностей (жертвенная миссия), изменения в повседневном существовании педагогов и в оценочных суждениях об образовательном процессе. В школьных коллективах наблюдался устойчивый рост индивидуализма и личной ответственности. Методологической базой стали наработки социологии, литературоведения, социальной психологии. Рассмотрение текстов позволило зафиксировать трансформацию психических и социокультурных процессов. Возрастание роли образования вело к изменению ценностных установок и требований к педагогам и ученикам.
Новизна исследования заключается в использовании художественных и мемуарных текстов об образовании в его взаимодействии с провинциальным социумом. Сделанные выводы актуальны и для современной России, в которой вхождение в рынок потребовало модернизации образования.

Ключевые слова

Зауралье, исторический источник, литература, локальный социум, мемуары, миссия, образование, писатель, провинция, социально-психологический климат, текст, учитель, школа.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.29.6

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бажов П. П. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3. М. : Правда, 1976. С. 122—196.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.
3. Бондин А. П. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3. Свердловск : ОГИЗ, 1948. 267 с.
4. Бурлуцкая (Банникова) Е. В. Оренбургское высшее общество глазами писателя. Повесть А. Н. Плещеева «Пашинцев» как источник по истории женской провинциальной повседневности // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы междунар. науч. конф. : в 2 т. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. Т. 2. С. 232—240.
5. Голодников К. Воспоминания о Тобольской гимназии // Тобольские губернские ведомости. Редакторский корпус: Антология тобольской журналистики конца XIX — начала ХХ в. / сост., вступ. ст. Ю. Л. Мандрики. Тюмень : Мандр и Ко, 2004. С. 250—283.
6. Государственный архив Курганской области. Ф. 307. Оп. 1. Д. 21.
7. Грасс Г. Луковица памяти. М. : Иностранка, 2008. 592 с.
8. Джаксон Т. Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. М. : Языки русской культуры, 2000. 192 с.
9. Егорова М. В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX — начале XX в. М. : Памятники исторической мысли, 2008. 216 с.
10. Ершов М. Ф. Девиация: два случая из жизни учителей Зауралья 70-х гг. XIX в. // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 7. С. 60—64.
11. Ершов М. Ф. Литературный текст как историко-этнографический источник: по материалам произведений писателей Югры, Урала и Южной Сибири. Ханты-Мансийск : [Б. и.], 2015. 208 с.
12. Ершов М. Ф. Социальный статус педагога и березовские реалии в 80-е годы XIX в. // Меншиковские чтения-2015 : материалы российской науч. конф. СПб. : Изд-во «XVIII век», 2015. С. 49—55.
13. Ершов М. Ф. Фонд К. Я. Маляревского как исторический источник о культуре провинциальной интеллигенции // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. С. 121—123.
14. Змеев М. В. Жизненный мир русской интеллигенции рубежа XIX—XX вв.: на материалах Пермской губернии. Пермь : Пермский гос. техн. ун-т, 2006. 265 с.
15. Знаменский М. С. Воспоминания и дневники. Тобольск : Возрождение Тобольска, 2013. 776 с.
16. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870—1916. М. : Новый хронограф, 2010. 528 с.
17. Игнатова Х. В отставке // Школьный листок. Приложение к Тобольским епархиальным ведомостям. 1910. № 14. С. 111—112.
18. Игнатова Х. Воспоминания // Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ. М. : Новое литературное обозрение, 2011. С. 118—132.
19. Клерикова М. Р. Историческая записка и отчет за 25 лет существования Тюменской женской прогимназии. Тюмень : Типография «Сибирской торговой газеты», 1898. 57, 52 с.
20. Коновалова Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790—1917 гг. Сводный каталог местных изданий. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. 532 с.
21. Литовская М. А., Созина Е. К. Литература и история: проблема взаимодействия // Уральский исторический вестник. 2013. № 1 (38). С. 59—67.
22. Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы, Легенды. Из далекого прошлого. Воспоминания. М. : Правда, 1987. 464 с.
23. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М. : Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
24. Михащенко А. Л. Становление и развитие образования в российской провинции в 1719—1917 годах (на материале южно-зауральского региона Западной Сибири). Курган : Курган. ун-т, 2004. 332 с.
25. Носилов К. Д. Божьи люди. Рассказы. М. : Юная Россия, 1913. 39 с.
26. Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. СПб. : СПбГУП, 2003. 616 с.
27. Ручиньский Ю. Конарщик. 1838—1878. Воспоминания о сибирской ссылке // Воспоминания о Сибири: Мемуары, очерки, дневниковые записи польских ссыльных в Восточную Сибирь первой половины XIX столетия. Иркутск : Артиздат, 2009. С. 325—476.
28. Смирнова Н. И. Альфред Шюц на книжной полке // Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 1023—1048.
29. Сулимов В. С. Светская школа Западной Сибири конца XIX — начала XX века: воспитание учащихся. Тобольск : ТИД, 2015. 316 с.
30. Тимофеев Б. Сухие сучки. Повесть // Энергия. Сб. первый. 1913. С. 247—389.
31. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. КП. 12222.
32. Туркин А. Г. Именинница (литературный этюд) // Екатеринбургская неделя. 1894. № 50. С. 1053.
33. Цысь В. В., Цысь О. П. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в XIX — начале XX в. Нижневартовск : Нижневарт. гуманит. ун-т, 2011. 305 с.
34. Чащин В. А. По уральским заводам. Воспоминания. Молотов : Молот. обл. гос. изд-во, 1951. 147 с.
35. Швецов С. П. Очерки Сургутского края // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала XX века. Екатеринбург : Ср.-Урал. кн. изд-во, 1998. С. 35—111.
36. Школа Тобольской губернии в XVIII — начале XX в. Тюмень : Вектор-Бук, 2001. 256 с.
37. Шмидт С. О. Памятники письменности в культуре познания истории России. Т. 2. Кн. 1. От Карамзина до «арбатства» Окуджавы. М. : Языки славянской культуры, 2009. 576 с.
38. Элиаде М. Священное и мирское. М. : Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
39. Янко М. Д. Литературное Зауралье. Курган : Советское Зауралье, 1960. 185 с.
40. Kelly C. Children’s World: Growing Up in Russia 1890—1991. London : Yale University Press, 2007. XXII, 714 p.
41. Wade Rex A. The Russian Revolution, 1917. Cambridge : Cambridge University Press, 2000. 337 p.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Ершов М. Ф. Дореволюционная школа Зауралья в художественных текстах [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 51—63. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/6_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.6.