Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 95—110

 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(470.5)“1956/1991”:656.21:365.28

Конов Алексей Александрович, кандидат исторических наук, докторант
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УРАЛА В 1956—1991 гг.: ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье анализируется политика советского государства по обеспечению жильем железнодорожников Урала. Показаны необходимость и своевременность массового жилищного строительства в связи с кадровым обеспечением интенсивной модернизации железнодорожного транспорта Урала. Принятый государством курс на предоставление каждой семье железнодорожника благоустроенной квартиры способствовал усилению модернизационных процессов на железнодорожном транспорте и росту производительности труда, но темпы жилищного строительства оказались медленными в силу недостаточного выделения материальных и финансовых ресурсов. Дефицит благоустроенного жилья на железных дорогах усиливали передача значительной части жилого фонда местным советам, Министерству обороны и перераспределение его в пользу транспортных новостроек. Большими достижениями жилищного строительства стали рост доступности индивидуального жилья для железнодорожников, ликвидация барачного и ветхого жилья, значительное увеличение жилой площади на одного работника.

Ключевые слова

Жилищное строительство, благоустройство жилья, социокультурная инфраструктура, железная дорога, модернизация, Урал.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.8

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Авимская М. А. Стальной путь к Тюменской нефти // Российская нефть: история и современность. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Сургут : Сургут. ун-т, 2016. С. 307—315.
2. Вдовенко А. История Орского отделения Южно-Уральской железной дороги. 1913—2000 гг. Орск : Орская типография, 2000. 148 с.
3. Вишневский А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М. : Издат. дом ГУ — ВШЭ, 2010. 430 с.
4. Гайдамакин А. В. Социокультурные проблемы реформирования отечественного железнодорожного транспорта в начале XXI века в представлениях его работников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 2 (28). Ч. 1. С. 40—45.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 95. Д. 134.
6. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 97. Д. 1089.
7. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 135. Д. 1103.
8. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. 14—25 февраля 1956 г. : стенограф. отчет. Т. 2. М. : Госполитиздат, 1956. 559 с.
9. Железнодорожный транспорт СССР. 1956—1970 гг. : сб. документов. М. : Эгра, 1998. 552 с.
10. Железнодорожный транспорт СССР. 1971—1991 гг. : сб. документов. М. : МПС РФ, 2003. 800 с.
11. Загорский Б. М. Научно-технический прогресс и социальное планирование на железнодорожном транспорте. М. : Транспорт, 1986. 287 с.
12. Исторический путь Свердловской железной дороги / под науч. ред. М. Т. Крючкова. Екатеринбург : УрГУПС, 2011. 512 с.
13. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Т. 3 : 1945—1991 гг. М. : Моск. гос. ун-т путей сообщения, 2004. 631 с.
14. Климов И. П. Развитие транспорта на Урале (октябрь 1917 — июнь 1941 г.). М. : Спутник+, 2016. 216 с.
15. Коллективный договор Свердловской ордена Ленина и ордена Октябрьской революции железной дороги на 1986 г. Свердловск : Белоярская типография, 1986. 86 с.
16. Коллективный договор Свердловской ордена Ленина и ордена Октябрьской революции железной дороги на 1989 г. Свердловск : Белоярская типография, 1989. 44 с.
17. Конов А. А. Модернизация железнодорожного транспорта на Урале в 1956—1991 гг. Екатеринбург : УрГУПС, 2018. 351 с.
18. Красковский А. Е., Фортунатов В. В. Прорывные управленческие технологии на железнодорожном транспорте. СПб : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2012. 340 с.
19. Лоскутов С. А. Ворота в Сибирь. Екатеринбург : УрГУПС, 2014. 168 с.
20. Лукьянин В. П. Больше века на службе России. Екатеринбург : СВ-96, 1998. 350 с.
21. Навстречу новому веку. 1874—1974. К столетию Куйбышевской ордена Ленина железной дороги. Куйбышев : Куйбыш. кн. изд-во, 1974. 320 с.
22. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 60. Оп. 2. Д. 21.
23. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 194. Д. 158.
24. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 195. Д. 174.
25. ОГАЧО. Ф. Р-1607. Оп. 2. Д. 5866.
26. Пашкова Т. Л. Профсоюз: время созидать и защищать. М. : Вече, 2014. 180 с.
27. Рекитар Я. А. Материальная база капитального строительства: (Экономические проблемы и тенденции развития). М. : Стройиздат, 1988. 384 с.
28. Сектор архивов Управления делами Свердловской дороги. Ф. 3/1. Оп. 3. Д. 17.
29. Сектор архивов Управления делами Южно-Уральской железной дороги. Ф. Р-1607. Оп. 21. Д. 8462.
30. Славный путь. Свердловская железная дорога за 40 лет Советской власти : сб. статей. Свердловск : ДорНТО Свердловской ж.д., 1958. 167 с.
31. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 74. Д. 110.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Конов А. А. Социальная сфера железнодорожного транспорта Урала в 1956—1991 гг.: жилищная проблема [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 95—110. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/8_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.8.