Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 229—242
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.147.227
Путистина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Мурманский арктический государственный университет Попова Софья Андреевна, магистрант
Мурманский арктический государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
Аннотация
В статье обоснована актуальность интенсификации регионального компонента образовательного процесса в вузе в целях оптимизации подготовки лингвистов-переводчиков. Авторы анализируют результаты пробного обучения, проходившего проверку на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» в октябре-ноябре 2019/20 учебного года. Описаны эффективность внедрения краеведческих материалов, а также разработанного и апробированного авторами специального комплекса лексических упражнений в подготовку лингвистов-переводчиков, приведены примеры упражнений из разработанного комплекса.
Ключевые слова
Краеведческие материалы, специальный комплекс упражнений, лингвист-переводчик, регионализация обучения, французский язык.
1. Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика. СПб. : Союз, 2001. 288 с.
2. Баженова Н. Г. Краеведение как средство патриотического воспитания учащихся различных учебных учреждений в курсе французского языка // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 147—156.
3. Башкирова О. А. Развитие патриотизма студенческой молодежи при изучении иностранного языка // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-1. С. 36—40. DOI: 10.18411/lj-04-2019-08.
4. Вербицкая М. В., Беляева Т. Н., Быстрицкая Е. С. Устный перевод. Английский язык. 1 курс. 2-е изд. М. : Глосса-Пресс ; Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 383 с.
5. Глумова Е. П. Проблема регионализации содержания иноязычной подготовки обучающихся // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 37—42.
6. Глумова Е. П. Цели иноязычной подготовки будущих бакалавров-лингвистов к межкультурной коммуникации на региональном уровне // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2016. № 35. С. 130—137.
7. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 92—104.
8. Колмакова М. В., Юров А. А. Использование краеведческих и исторических материалов в преподавании иностранного языка // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сб. научных статей X межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. С. А. Куценко. Новосибирск : Новосиб. военный ин-т им. генерала армии И. К. Яковлева войск нац. гвардии Рос. Федерации, 2019. С. 124—128.
9. Корниенко П. А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам (на примере Карачаево-Черкесской Республики, английский язык) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2005. 20 с.
10. Корниенко П. А. Содержание комплекса упражнений для обучения устной иноязычной речи на краеведческом материале // Концепции обучения иностранным языкам и культурам : межвуз. сб. науч. статей. Пятигорск : Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2004. С. 143—147.
11. Ларионова О. В. К проблеме научно-методического обоснования использования регионального компонента культуры в обучении иностранному языку // Дальневосточный аграрный вестник. 2008. № 4 (8). С. 5—9.
12. Лиханова В. В. Образовательные возможности краеведения в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 209—215.
13. Методические основы подготовки переводчиков : обобщение опыта / под общ. ред. В. В. Сдобникова. Н. Новгород : НГЛУ, 2017. 238 с
14. Насырова А. А. Компетентностный подход к регионализации содержания обучения иностранному языку бакалавров лингвистики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 2. С. 128—134.
15. Насырова А. А. Содержание профессионально ориентированного обучения иностранному языку бакалавров лингвистики в региональном контексте // Наука и школа. 2012. № 2. С. 97—100.
16. Подготовка переводчика: коммуникативные и дидактические аспекты : коллективная монография / авт. колл. : В. А. Митягина [и др.] ; под общ. ред. В. А. Митягиной. 4-е изд., стер. М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. 304 с.
17. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 № 33786) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf. (Дата обращения: 04.07.2020).
18. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области перевода» (подготовлен Минтрудом России 12.11.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56714265/ (Дата обращения: 04.07.2020).
19. Путистина О. В. Использование парной и групповой форм работы при обучении пересказу студентов-лингвистов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 4-2 (70). С. 207—209.
20. Путистина О. В., Овчаренко Н. В. Интерактивные технологии обучения в системе подготовки лингвистов-переводчиков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224). С. 35—40. DOI: 10.25198/1814-6457-223-35.
21. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20 (в ред. от 10.07.2017 № 351-ПП) [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (Дата обращения: 18.05.2020).
22. Тамбовкина Т. Ю., Насырова А. А. К вопросу о сущности регионально-коммуникативной компетенции бакалавров лингвистики [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2012. № 6. Art. 1817. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1817.htm.
23. Тамбовкина Т. Ю., Насырова А. А. Региональная идентичность — важная составляющая профессиональной подготовки бакалавра лингвистики в вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2015. № 2. С. 120—127.
24. Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 83—87.
25. Чистякова Л. А. Роль краеведческого материала в реализации регионального компонента в преподавании иностранного языка в вузе // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 124—126.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Путистина О. В., Попова С. А. Использование краеведческих материалов в профессиональном обучении лингвистов-переводчиков [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 229—242. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/17_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.17.