Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 243—255

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.016:372.881.161.1

Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация

В статье представлены материалы теоретико-методического обоснования структурно-содержательной модели программы «Русский язык в профессиональной деятельности» на примере профессиональной сферы дефектологии. Актуальность исследования обусловливают требования ФГОС 3++ и объективно обусловленный рамками учебных планов дефицит профессиональной ориентированности программ «Современный литературный русский язык» или «Психолингвистика» для студентов-нефилологов. На основе междисциплинарного теоретического анализа и категориального синтеза лингвистических характеристик профессионального языка выделены системообразующие факторы такой программы для дефектологов: системность и полифункциональность их языка, связанные с мультидеятельностностным характером профессии. Методологическими основами моделирования программы выбраны принципы контекстности образования, конструктивности знаний и спиралеобразного расположения учебного материала. Хронологически структура программы отражает последовательность «знаниевого» и деятельностного погружения студента в профессию и язык специальности.

Ключевые слова

Профессиональный язык, дискурс, дефектология, дизонтогенез, полифункциональность языка, контекстность образования, конструктивность знаний, спиральность учебного материала.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.18

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Айзман Р. И., Иашвили М. В., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Медико-биологические основы дефектологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. Р. И. Айзман. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 224 с.
2. Акишева А. Т. Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 89—92.
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 40 с.
4. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 266 с.
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М. : Ленанд, 2020. 160 с.
6. Гинзбург М. Д. Семь основных особенностей профессиональных языков, отличающих их от общеупотребительного языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322). Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 22—25.
7. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность в когнитивно-коммуникативном аспекте. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 251 с.
8. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 37 с.
9. Детская логопсихология / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. М. : ВЛАДОС, 2015. 160 с.
10. Комарова А. И. Функциональная стилистика: научная речь: Язык для специальных целей (LSP). М. : URSS, 2020. 194 с.
11. Москаленко П. И. К вопросу о понятии «язык для специальных целей» и термине, его обозначающем [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 19. С. 410—414. URL: https://moluch.ru/archive/153/43249/
12. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров. М. : Спутник+, 2009. 158 с.
13. Ридецкая О. Г. Специальная психология. М. : Евразийский открытый институт, 2011. 351 с.
14. Соловьева Л. Г. Логопедия. М. : Юрайт, 2019. 191 с.
15. Специальная педагогика / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М. : Юрайт, 2019. 448 с.
16. Специальная психология / под ред. Л. М. Шипицыной. М. : Юрайт, 2019. 287 с.
17. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 96—106.
18. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М. : Юрайт, 2019. 457 с.
19. Шевырева Т. В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. М. : МПГУ, 2015. 96 с.
20. Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога. М. : Юрайт, 2019. 137 с.
21. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440303.
22. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice / B. Green, C. Beavis (eds.). Camberwell, Victoria : Australian Council for Educational Research (ACER), 2012. 248 p.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 243—255. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.18.