Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 243—255
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.016:372.881.161.1
Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация
В статье представлены материалы теоретико-методического обоснования структурно-содержательной модели программы «Русский язык в профессиональной деятельности» на примере профессиональной сферы дефектологии. Актуальность исследования обусловливают требования ФГОС 3++ и объективно обусловленный рамками учебных планов дефицит профессиональной ориентированности программ «Современный литературный русский язык» или «Психолингвистика» для студентов-нефилологов. На основе междисциплинарного теоретического анализа и категориального синтеза лингвистических характеристик профессионального языка выделены системообразующие факторы такой программы для дефектологов: системность и полифункциональность их языка, связанные с мультидеятельностностным характером профессии. Методологическими основами моделирования программы выбраны принципы контекстности образования, конструктивности знаний и спиралеобразного расположения учебного материала. Хронологически структура программы отражает последовательность «знаниевого» и деятельностного погружения студента в профессию и язык специальности.
Ключевые слова
Профессиональный язык, дискурс, дефектология, дизонтогенез, полифункциональность языка, контекстность образования, конструктивность знаний, спиральность учебного материала.
1. Айзман Р. И., Иашвили М. В., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Медико-биологические основы дефектологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. Р. И. Айзман. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 224 с.
2. Акишева А. Т. Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 89—92.
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 40 с.
4. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. : МПГУ, 2017. 266 с.
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М. : Ленанд, 2020. 160 с.
6. Гинзбург М. Д. Семь основных особенностей профессиональных языков, отличающих их от общеупотребительного языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322). Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 22—25.
7. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность в когнитивно-коммуникативном аспекте. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 251 с.
8. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 37 с.
9. Детская логопсихология / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. М. : ВЛАДОС, 2015. 160 с.
10. Комарова А. И. Функциональная стилистика: научная речь: Язык для специальных целей (LSP). М. : URSS, 2020. 194 с.
11. Москаленко П. И. К вопросу о понятии «язык для специальных целей» и термине, его обозначающем [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 19. С. 410—414. URL: https://moluch.ru/archive/153/43249/
12. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров. М. : Спутник+, 2009. 158 с.
13. Ридецкая О. Г. Специальная психология. М. : Евразийский открытый институт, 2011. 351 с.
14. Соловьева Л. Г. Логопедия. М. : Юрайт, 2019. 191 с.
15. Специальная педагогика / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М. : Юрайт, 2019. 448 с.
16. Специальная психология / под ред. Л. М. Шипицыной. М. : Юрайт, 2019. 287 с.
17. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 96—106.
18. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. М. : Юрайт, 2019. 457 с.
19. Шевырева Т. В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. М. : МПГУ, 2015. 96 с.
20. Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога. М. : Юрайт, 2019. 137 с.
21. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440303.
22. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice / B. Green, C. Beavis (eds.). Camberwell, Victoria : Australian Council for Educational Research (ACER), 2012. 248 p.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 243—255. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.18.