Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1(33). С. 230—243

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.3

Стуколова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье обоснована актуальность реализации универсальных образовательных моделей, технологий и методов, а также входящих в них приемов в процессе обучения иностранному языку в контексте обновления системы образования в Российской Федерации. Дан сравнительный анализ и представлены результаты апробации дидактического инструментария (технологий, моделей и методов) обучения иностранному языку на уровнях общего и высшего образования, применяемого за рубежом и в России. Описаны эффективные универсальные модели, технологии, методы обучения, характерные для стран Европы, частично применяемые в РФ. Автор делает вывод о потенциале реализации идеи преемственности уровней образования через применение исследуемого дидактического инструментария в контексте обучения иностранному языку, основываясь на современных базисных принципах построения интерактивного образовательного процесса в условиях модернизации отечественной системы образования. На основе теоретического анализа предложен авторский алгоритм анализа дидактического инструментария, апробированы с получением положительных результатов анализируемые по представленному алгоритму дидактические инструменты.

Ключевые слова

Инновационный метод, прием обучения, универсальная образовательная технология, дидактический инструментарий, педагогические инновации, интерактивное обучение, преемственность уровней общего и высшего образования.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.33.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Галинская Т. Н. Методический потенциал социальных интернет-сервисов в подготовке будущих учителей иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. Ч. 2. С. 99—102.
2. Ежова Т. В. Цели и задачи профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 3. С. 294—300. URL: http://www.vestospu.ru/archive/2017/articles/27_23_2017.pdf.
3. Доля Е. В. Преемственность деятельности школы и вуза в изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf.
4. Захарова Л. М., Абдрахимова Л. А. Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 147—150.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
6. Ильина М. С., Вильданова Э. М., Муллагаянова Г. С. Мотивация как один из факторов успешного обучения иностранному языку // Перспективы науки. 2016. № 2. С. 82—84.
7. Лаврентьева И. В., Сысуева Л. Ю. Преемственность образования: применение технологии проблемного диалога на всех уровнях образования как средства реализации ФГОС общего образования // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2016. № 3. С. 502—506.
8. Лазарева Н. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, № 4. C. 51—55. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/file.html?id=66.
9. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. T. 11, № 1. С. 53—73.
10. Мицкевич Н. И. Эдукология. Инвариантные характеристики // АДУКАТАР. 2010. № 1 (17). С. 21—26.
11. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPRO_2016-2020.pdf.
12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 06.10.2019).
13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (Дата обращения 06.10.2019).
14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-413.html (Дата обращения: 06.10.2019).
15. Одинцова Л. А., Бронникова Л. М. Дидактический инструментарий обеспечения гармонизации теоретической и практической составляющих математической подготовки будущих учителей в процессе организации самостоятельной работы // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2017. № 46. С. 58—63.
16. Остапенко А. А. Дидактический инструментарий: от профессиональной терминологии к организации учебного процесса // Народное образование. 2016. № 6. С. 77—91.
17. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М. : Наука, 2010. 336 с.
18. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://cnb.uran.ru/userfiles/2227r.pdf.
19. Саранцев Г. И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 211—219.
20. Стуколова Е. А., Костина Н. Г. Стратегии обучения в зарубежных странах: инновационность и эффективность // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 78—84.
21. 37 С/4 Среднесрочная стратегия образования. Утверждена Генеральной конференцией на ее 37-й сессии (резолюция Генеральной конференции 37 C/1) и подтверждена Исполнительным советом на его 194-й сессии (решение 194 EX/18) [Электронный ресурс] // UNESCO: сайт. URL: http://unesco.ru/ru/227860.pdf.
22. Хлыбова М. А. Принцип преемственности в контексте непрерывного образования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. Ч. 3. С. 229—231.
23. Advantages of using Kahoot in learning languages. URL: http://edutechsage.com/tag/advantages-of-kahoot.
24. Blended Learning, Course Redesign and New Access to Education. URL: https://englishagenda.britishcouncil.org/sites/default/files/attachments/d057_blended_learning_final_web_only_v2.pdf.
25. Blended Learning: Station Rotation Model. URL: https://www.youtube.com/watch?v=br4ETlxEkMI.
26. Collaborative Education // Epiphanyblog. URL: https://valkayec.wordpress.com/2013/01/27/collaborative-education/
27. Collaboration in Context as a Framework for Designing Innovative Mobile Learning Activities / D. Spikol, A. Kurti, M. Milrad // Innovative Mobile Learning: Techniques and Technologies. IGI Global, 2009. P. 172—196. DOI:10.4018/978-1-60566-062-2.ch009.
28. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Companion Volume with New Descriptors. 2018. 235 p. URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-ne…/1680787989.
29. Contemporary teaching methods emphasizing conceptual understanding adapted for engineering education at Estonian Centre for Engineering Pedagogy // Open Academic Journals.net. URL: : http://oaji.net/articles/2014/457-1392409067.pdf.
30. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe // Indire: website. URL: http://ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_en.pdf.
31. Council conclusions of 12 May 2009 on a strategic framework for European cooperation in education and training (‘ET 2020’) // Official Journal of the European Union. 2009. 119 p. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52009XG0528(01)&from=EN.
32. Felder-Silverman // The Peak Performance Centre. URL: http://thepeakperformancecenter.com/educational-learning/learning/preferences/learning-styles/felder-silverman/
33. 4 New “Effective Teaching” Methods To WOW Your Students // Powtoon: website. URL: https://www.powtoon.com/blog/effective-teaching/
34. Innovating Pedagogy 2014. Open University Innovation Report 4. URL: http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_Pedagogy_2014_0.pdf.
35. Research on Problem Based Learning Practice in Engineering Education // Sense Publishers. URL: https://www.sensepublishers.com/media/891-research-on-pbl-practice-in-engineering%20education.pdf.
36. Teaching methods // Teach. Make a difference: website. URL: https://teach.com/what/teachers-know/teaching-methods/
37. Top 4 Blended Learning Models. URL: http://www.itslearning.se/Websites/itslearningsweden/images/Sweden/Top_4_Blended_Learning_Models.pdf.
38. Tukaeva R. N. Online-courses’ practice in teaching a foreign language in high school // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62-3. С. 243—245.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Стуколова Е. А. Инструментальное обеспечение преемственности уровней общего и высшего образования в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 230—243. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/20_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.20.