Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2(34). С. 240—255

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147:811.161.1

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Соломатова Юлия Дмитриевна, студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КУМУЛЯТИВНО-ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности реализации кумулятивно-интегрирующей функции ментальной карты как современного дидактического средства когнитивной визуализации, позволяющего воспринимать и кодировать большие объемы учебно-научной и научной информации путем представления ее в визуально-графическом виде с помощью различных кодов (вербальных, эйдетических, знаковых) и цветовых акцентов. В процессе создания ментальной карты происходит накопление предметных знаний (кумулятивная функция) и их объединение в определенную систему (интегрирующая функция). Авторами уточнено определение ментальной карты для конкретной научной области, приведены образцы ментальных карт, выполненных обучающимися в рамках изучения вузовской дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку». Показана значимость использования ментальных карт в учебно-познавательной деятельности студентов-филологов с целью повышения уровня их профессионально-методической компетентности, формирования визуальной грамотности и визуальной культуры.

Ключевые слова

Ментальная карта, схема, дидактическая информационная графика, когнитивная визуализация, кумулятивно-интегрирующая функция, вузовская дисциплина, методика преподавания русского языка.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.34.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Аронова Т. А., Дроздова И. А. Применение карт памяти в процессе преподавания общей физики в техническом вузе // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 189—191.
3. Баженова И. В. Визуализация знания как метод когнитивного подхода к обучению программированию // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (11—14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. В. Ерыгина. Красноярск : Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2014. Ч. 3. Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития. С. 281—285.
4. Балан И. В. Использование ментальных карт в обучении [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 11.1 (91/1). С. 58—59. URL: https://moluch.ru/archive/91/19343/ (Дата обращения: 05.01.2020).
5. Баранов М. Т. Методика орфографии // Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. М. : Издат. центр «Академия», 2000. С. 147—187.
6. Бершадская Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2009. № 3. С. 17—21.
7. Бершадский М. Е. Применение технологий «Concept Maps» и «Mind Maps» для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Педагогические технологии. 2009. № 2. С. 20—53.
8. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М. : Росмэн-Пресс, 2007. 96 с.
9. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск : ООО «Попурри», 2003. 304 с.
10. Галушина Е. Н., Апанович М. С., Галушин П. В. К использованию ментальных карт для подготовки обучающихся к промежуточному контролю // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 2. С. 314—320. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-314-320.
11. Гузева Н. Ю. Ценностно-ориентированное обучение русскому языку: методология и практика. Ульяновск : Зебра, 2015. 98 с.
12. Дмитриева Х. А., Матвеева В. В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 19. С. 60—64. URL: http://e-koncept.ru/2016/56252.htm. (Дата обращения: 10.02.2020).
13. Друговейко-Должанская С. В., Попов М. Б. Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация: Терминологический словарь. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 190 с.
14. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.
15. Ижденева И. В. Роль ассоциативных ментальных карт в процессе обучения студентов информатике // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 29—37.
16. Ильязова Л. М., Якушева Г. И. Методика использования технологии составления интеллект-карт в школьном курсе химии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2015. № 1 (часть 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19377. (Дата обращения: 10.01.2020).
17. Котова О. Г., Коковина Е. Н. Интеллект-карты на уроках английского языка // Проблемы современной науки и образования. Научно-методический журнал. Иваново, 2017. № 35 (117). С. 27—31.
18. Кравченко И. В., Петухова Е. А. Создание и использование ментальных карт как средства когнитивной визуализации при обучении студентов вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/052-017.pdf. (Дата обращения: 25.01.2020).
19. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. : Эксмо, 2010. 944 с.
20. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. № 21. С. 134—137.
21. Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Кластер как когнитивно-визуальное интерактивное средство наглядности и возможности его использования в методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 295—310. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_28_2018.pdf. (Дата обращения: 10.01.2020). DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.21.
22. Кукуева Г. В. Ментальные карты как дидактическое средство в преподавании грамматики русского языка как иностранного (на материале изучения темы «Глаголы движения») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 73—80.
23. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 128 с.
24. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : А ТЕМП, 2010. 944 с.
25. Остриков С. В. Информационная графика дизайна: англо-русский иллюстрированный словарь-справочник / С. В. Остриков ; ред. Т. А. Острикова. М. : ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественная промышленная академия им. С. Г. Строганова», 2012. 96 с.
26. Острикова Т. А. Творческий практикум по методике русского языка : учеб. пособие. Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. 140 с.
27. Панфилова А. П., Долматов А. В. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2017. 487 с.
28. Петрова И. А., Егармин П. А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (11—14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. В. Ерыгина. Красноярск : Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2014. Ч. 3. Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития. С. 310—313.
29. Просвиркина И. И., Дровненко Ю. Д. Ментальные карты как метод формирования вторичной языковой личности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3. С. 52—57. DOI: 10.25198/1814-6457-215-52.
30. Саранчина А. В. Использование ментальной карты на уроках русского языка // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы XXXV Междунар. науч.-практ. конф. 27—28 июня 2017 г. М. : Ин-т стратегических исследований : Перо, 2017. С. 89—95.
31. Сидоров С. В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях [Электронный ресурс] // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. Электронный научный журнал. 2013. № 2. URL: http://vestnikkaf.esrae.ru/pdf/2013/2/10.doc. (Дата обращения: 23.02.2020).
32. Соломина Н. А. Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 70—73. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9299/ (Дата обращения: 05.01.2020).
33. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81—85.
34. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Реализация кумулятивно-интегрирующей функции ментальной карты на занятиях по теории и методике обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2 (34). С. 240—255. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/20_34_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.34.20.