Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 289—296
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.881.161.1
Юйсуфу Айиша, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
ПРИЕМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И В КИТАЕ
Аннотация
Целью исследования является сравнение приемов семантизации лексики при обучении русскому языку китайских студентов в России и в Китае. Установлено, что набор рекомендуемых приемов семантизации русской лексики в российских и китайских методических трудах один и тот же, при этом российские учебники ориентированы главным образом на беспереводное обучение языку, а китайские на переводное. При обучении русской лексике российские преподаватели чаще используют беспереводные приемы семантизации слов, а китайские преподаватели переводные. Это означает, что при исследовании национальных лингводидактических традиций, а также при их сравнении анализ учебников и практики обучения обладает большей значимостью, чем анализ методических концепций.
Ключевые слова
Русский язык как иностранный, методика обучения, китайские студенты, приемы семантизации лексики.
1. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: грамматический комментарий и словарь к учебнику для говорящих на китайском языке (элементарный уровень). М. : ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2018. 108 с.
2. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию : учебник русского языка (элементарный уровень). 6-е изд., испр. М. : ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2010. 343 с.
3. Бобрышева И. Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев (на примере Китая). М. : Компания Спутник +, 2001. 113 с.
4. Быкова О. П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. М. : Русский язык. Курсы, 2014. 200 с.
5. Беликова Л. Г., Шутова Т. А., Ерофеева И. Н. Русский язык: первые шаги : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 1. 6-е изд., доп. СПб. : Златоуст, 2020. 264 с.
6. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. Фонетика. Графика. Части речи. М. : РУДН, 1995. 324 с.
7. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного : метод. руководство. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Русский язык, 1990. 246 с.
8. Вульфиус И. М. Работа над словарем в начальный период обучения // Вопросы преподавания русского языка в нацшколе взрослых. М. : Госиздат, 1928. Вып. 2. С. 60—73.
9. Давис И. Руководство к преподаванию русского языка в инородческих училищах. Рига : Изд-во К. Г. Зихман, 1901. 180 с.
10. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб. : Златоуст, 2006. 271 с.
11. Колесникова А. Ф. Проблемы обучения русской лексике. М. : Русский язык, 1977. 76 с.
12. Крючкова Л. С., Мошинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М. : Флинта : Наука, 2009. 480 с.
13. Кузьмина Е. О. Способы семантизации новой лексики на начальном этапе обучения РКИ // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 167—174.
14. Ли Сяобай. О некоторых аспектах методики преподавания русской лексики китайским учащимся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5. С. 43—45.
15. Методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. И. П. Лысаковой. М. : Русский язык. Курсы, 2016. 320 с.
16. Московкин Л. В., Сильвина Л. В. Русский язык : учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов. 9-е изд. СПб. : СМИО Пресс, 2017. 518 с.
17. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М. : Русский язык, 1982. 104 с.
18. Рыт Е. М. Основы методики преподавания иностранных языков в свете науки о языке. М. : Работник просвещения, 1930. 404 с.
19. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М. : Русский язык, 1980. 182 с.
20. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб. : Златоуст, 2014. 336 с.
21. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 784 с.
22. 王保士. 新俄语教学法. 北京: 中央编译出版社 [Ван Баоши. Новая методика преподавания русского языка. Пекин : Издательство перевода], 2013. 220 p.
23. 李彦. 俄语课词汇教学法初探 // 中国俄语教学 [Ли Янь. О методике обучения лексике русского языка в аудитории // Преподавание русского языка в Китае]. 1984. № 3. P. 54—55.
24. 大学俄语东方,学生用书. 史铁强主编. 北京: 外语教学与研究出版社 [Русский язык. Восток : учебник для студентов / под ред. Ши Тэцзян. Пекин : Издательство исследования и обучения иностранным языкам], 2008. 250 p.
25. 孙婉婷. 俄语词汇教学传统模式与情景模式对比分析 // 教育艺术 [Сунь Ваньтин. Сопоставление методики традиционного и ситуационного обучения лексике русского языка // Искусство образования]. 2012. № 1. P. 166—167.
26. 季元龙. 俄语词汇释义的若干手段 // 中国俄语教学 [Ци Юаньлун. Некоторые приемы семантизации русских слов // Преподавание русского языка в Китае]. 1992. № 3. P. 58—59.
27. 常丽. 浅谈俄语词汇教学 // 黑龙江教育学院学报 [Чан Ли. Обсуждение обучения русской лексике // Вестник Хэйлунцзянского института образования]. 1999. № 6. P. 102—103.
28. 张文丽. 中学俄语词汇教学法探究 // 教学研究 [Чжан Вэньли. Изучение методики обучения лексике русского языка в школе // Исследование образования]. 2009. № 11. P. 24—25.
29. 杨莹莹. 俄语词汇教学现状及其优化策略研究 // 实践与探究 [Ян Инин. Текущее состояние обучения русской лексике и исследование его оптимизации // Практика и исследование]. 2011. № 36. P. 335—336.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Юйсуфу А. Приемы семантизации лексики при обучении русскому языку китайских студентов в России и в Китае [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 289—296. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/21_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.21.