Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3(35). С. 289—296

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Юйсуфу Айиша, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

 

ПРИЕМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И В КИТАЕ

Аннотация

Целью исследования является сравнение приемов семантизации лексики при обучении русскому языку китайских студентов в России и в Китае. Установлено, что набор рекомендуемых приемов семантизации русской лексики в российских и китайских методических трудах один и тот же, при этом российские учебники ориентированы главным образом на беспереводное обучение языку, а китайские на переводное. При обучении русской лексике российские преподаватели чаще используют беспереводные приемы семантизации слов, а китайские преподаватели переводные. Это означает, что при исследовании национальных лингводидактических традиций, а также при их сравнении анализ учебников и практики обучения обладает большей значимостью, чем анализ методических концепций.

Ключевые слова

Русский язык как иностранный, методика обучения, китайские студенты, приемы семантизации лексики.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: грамматический комментарий и словарь к учебнику для говорящих на китайском языке (элементарный уровень). М. : ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2018. 108 с.
2. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию : учебник русского языка (элементарный уровень). 6-е изд., испр. М. : ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2010. 343 с.
3. Бобрышева И. Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев (на примере Китая). М. : Компания Спутник +, 2001. 113 с.
4. Быкова О. П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. М. : Русский язык. Курсы, 2014. 200 с.
5. Беликова Л. Г., Шутова Т. А., Ерофеева И. Н. Русский язык: первые шаги : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 1. 6-е изд., доп. СПб. : Златоуст, 2020. 264 с.
6. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. Фонетика. Графика. Части речи. М. : РУДН, 1995. 324 с.
7. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного : метод. руководство. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Русский язык, 1990. 246 с.
8. Вульфиус И. М. Работа над словарем в начальный период обучения // Вопросы преподавания русского языка в нацшколе взрослых. М. : Госиздат, 1928. Вып. 2. С. 60—73.
9. Давис И. Руководство к преподаванию русского языка в инородческих училищах. Рига : Изд-во К. Г. Зихман, 1901. 180 с.
10. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб. : Златоуст, 2006. 271 с.
11. Колесникова А. Ф. Проблемы обучения русской лексике. М. : Русский язык, 1977. 76 с.
12. Крючкова Л. С., Мошинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М. : Флинта : Наука, 2009. 480 с.
13. Кузьмина Е. О. Способы семантизации новой лексики на начальном этапе обучения РКИ // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 167—174.
14. Ли Сяобай. О некоторых аспектах методики преподавания русской лексики китайским учащимся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5. С. 43—45.
15. Методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. И. П. Лысаковой. М. : Русский язык. Курсы, 2016. 320 с.
16. Московкин Л. В., Сильвина Л. В. Русский язык : учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов. 9-е изд. СПб. : СМИО Пресс, 2017. 518 с.
17. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М. : Русский язык, 1982. 104 с.
18. Рыт Е. М. Основы методики преподавания иностранных языков в свете науки о языке. М. : Работник просвещения, 1930. 404 с.
19. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М. : Русский язык, 1980. 182 с.
20. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб. : Златоуст, 2014. 336 с.
21. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М. : Русский язык. Курсы, 2015. 784 с.
22. 王保士. 新俄语教学法. 北京: 中央编译出版社 [Ван Баоши. Новая методика преподавания русского языка. Пекин : Издательство перевода], 2013. 220 p.
23. 李彦. 俄语课词汇教学法初探 // 中国俄语教学 [Ли Янь. О методике обучения лексике русского языка в аудитории // Преподавание русского языка в Китае]. 1984. № 3. P. 54—55.
24. 大学俄语东方,学生用书. 史铁强主编. 北京: 外语教学与研究出版社 [Русский язык. Восток : учебник для студентов / под ред. Ши Тэцзян. Пекин : Издательство исследования и обучения иностранным языкам], 2008. 250 p.
25. 孙婉婷. 俄语词汇教学传统模式与情景模式对比分析 // 教育艺术 [Сунь Ваньтин. Сопоставление методики традиционного и ситуационного обучения лексике русского языка // Искусство образования]. 2012. № 1. P. 166—167.
26. 季元龙. 俄语词汇释义的若干手段 // 中国俄语教学 [Ци Юаньлун. Некоторые приемы семантизации русских слов // Преподавание русского языка в Китае]. 1992. № 3. P. 58—59.
27. 常丽. 浅谈俄语词汇教学 // 黑龙江教育学院学报 [Чан Ли. Обсуждение обучения русской лексике // Вестник Хэйлунцзянского института образования]. 1999. № 6. P. 102—103.
28. 张文丽. 中学俄语词汇教学法探究 // 教学研究 [Чжан Вэньли. Изучение методики обучения лексике русского языка в школе // Исследование образования]. 2009. № 11. P. 24—25.
29. 杨莹莹. 俄语词汇教学现状及其优化策略研究 // 实践与探究 [Ян Инин. Текущее состояние обучения русской лексике и исследование его оптимизации // Практика и исследование]. 2011. № 36. P. 335—336.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Юйсуфу А. Приемы семантизации лексики при обучении русскому языку китайских студентов в России и в Китае [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 3 (35). С. 289—296. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/21_35_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.35.21.