Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4(36). С. 386—398

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Попова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

УЧЕБНАЯ (СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ) ПРАКТИКА СТУДЕНТА ВУЗА: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены предпосылки, направления, цели и задачи, содержательные характеристики учебной (социально значимой) практики студента вуза, обоснована необходимость безбарьерного вхождения будущего учителя в профессию на основе познания социума региона, страны, мира. В условиях интенсивных изменений взаимосвязей, взаимоотношений членов сообщества (сообществ) реализация социально направленной учебной практики студентов предполагает актуализацию метапредметного ресурса подготовки специалиста, т.е. овладение определенными навыками изучения, интерпретации путей и средств формирования языковой личности и прогнозирования ее действий в многонациональном социуме.
Обоснование заявленной проблемы соотнесено с решением следующих задач: повышением гуманитарного потенциала образовательной среды вуза и школы; обоснованием технологий формирования культурных потребностей различных социальных групп; выбором действий будущего педагога (речевых действий в том числе); решением проблем культурной грамотности языковой личности.
Определены направления реализации Программы учебной (социально значимой) практики, которые позволяют овладеть технологиями и методиками выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп средствами учебных предметов (реализация текстоцентрического принципа); ценностями и нормами речевого поведения в процессе общения (овладение культурой общения во взаимосвязанной урочной и внеурочной работе); технологиями и методиками выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп.

Ключевые слова

Учебная (социально значимая) практика, языковая личность, метапредметный ресурс.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.36.24

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Барышников Е. Н. Воспитание: особенности полисистемного подхода // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского (Москва, 7—8 июля 2016 г.). М. : Моск. психол.-социальный ун-т, 2016. С. 50—54.
2. Богоявленская Д. Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одаренности // Психология творчества и одаренности : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20—21 апреля 2018 г. : сб. статей. М. : МПГУ, 2018. С. 21—26.
3. Габдулхаков В. Ф. Перспективы поликультурного образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского (Москва, 7—8 июля 2016 г.). М. : Моск. психол.-социальный ун-т, 2016. С. 668—672.
4. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация : монография / сост. и науч. ред. проф. В. И. Попова. 2-е изд., переработ. и доп. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. 304 с.
5. Демакова И. Д. Междисциплинарный подход в теории воспитания: воспитательная деятельность педагога из пространства герменевтики // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2004. С. 100—106.
6. Забродин В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2019. 147 с.
7. Зиновьева Т. И., Курлыгина О. Е., Трегубова Л. С. Методика обучения русскому языку. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 319 с.
8. Канакина Г. И., Родионова И. Г. Учимся работать с текстом. Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Флинта, 2012. 207 с.
9. Карабанова О. А. Психологические аспекты морально-нравственного воспитания детей и подростков // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского (Москва, 7—8 июля 2016 г.). М. : Моск. психол.-социальный ун-т, 2016. С. 29—32.
10. Колупаева Н. И. Организация педагогической практики студентов : метод. указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 238 с.
11. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий : учеб. пособие. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. 160 с.
12. Корнетов Г. Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики. М. : АСОУ, 2009. 264 с. 
13. Кулаева Г. М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней школе : учеб. пособие. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. 220 с.
14. Маркова Н. Г. Формирование культуры межнационального общения студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : дис. д-ра пед. наук. Казань, 2010. 865 с.
15. Мудрик А. В. Педагогика и психология: вызовы нового века // Теория и практика воспитания: педагогика и психология : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. Л. С. Выготского (Москва, 7—8 июля 2016 г.). М. : Моск. психол.-социальный ун-т, 2016. С. 22—28.
16. Пак Л. Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2019. Вып. 63, ч. 3. С. 96—99.
17. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М. : Академический проект, 2015. 480 с.
18. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М. : Федеральный институт развития образования, 2016. 195 с.
19. Попова В. И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка : материалы междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. Д. Дейкина. М. : МПГУ, 2019. С. 176—181.
20. Попова В. И. Ценностно-смысловая коммуникация, или Как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2019. Вып. 63, ч. 3. С. 114—116.
21. Попова В. И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью : сб. науч. статей / сост. и науч. ред. В. И. Попова. Оренбург : ГБУ РЦРО, 2015. С. 7—20.
22. Попова В. И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология» : учеб. пособие. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. 136 с.
23. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Питер, 1999. 416 с.
24. Романова Г. А. Проблемы развития социокультурной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2020. Вып. 66, ч. 4. С. 244—246.
25. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента. М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 192 с.
26. Современная оценка образовательных достижений учащихся : метод. пособие / науч. ред. И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. СПб. : КАРО, 2015. 304 с.
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
28. Чуланова Н. А. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации посредством урочной и внеурочной работы с текстовой информацией // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 65—70.
29. Щиголева Н. В. Социализация современного студенчества в культурно-образовательном пространстве высшей школы и проблема одиночества // Становление личности будущего педагога в образовательном пространстве вуза : коллективная монография / под ред. Н. Б. Трофимовой. Воронеж : ВГПУ, 2018. С. 144—162.
30. Щуркова Н. Е. Горизонт воспитания. М. : Изд-во ИТРК, 2018. 160 с.
31. Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Воспитание — XXI век. Методика и искусство. Волгоград : Учитель, 2016. 177 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Попова В. И. Учебная (социально значимая) практика студента вуза: реализация метапредметного содержания образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (36). С. 386—398. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/24_36_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.36.24.